Настоящее исследование продолжает серию докладов национального института системных исследований проблем предпринимательства по тематике развития малого и среднего бизнеса в России.
(опубликовано 28.03.2012)
С начала 1990-х по начало 2000-х годов в России действовала система поддержки малого предпринимательства, основой которой выступали федеральные программы поддержки малого предпринимательства. В начале прошлого десятилетия реализация таких программ в силу их очевидной неэффективности и предбанкротного состояния ряда ключевых институтов была свернута.
....
С 2005 года в России на федеральном уровне формируется новая система поддержки малого (а с 2008 года – еще и среднего) предпринимательства. Государство начинает принимать нормативно-правовые и программные документы, «фундаментирующие» новую систему.
Наиболее активно новая система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) стала разворачиваться с 2007-2008 годов – с момента принятия и вступления в действие Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Последствием внедрения данного закона выступило принятие ряда правительственных и ведомственных документов как программного, так и непрограммного характера.
Так, Правительством РФ и Минэкономразвития России была инициирована работа по сокращению административных барьеров в сфере МСП, упорядочиванию имущественной поддержки МСП, упрощению доступа субъектов МСП к технологической инфраструктуре. Были приняты федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд других нормативных правовых актов.
Вместе с тем некоторые системные недостатки, свойственные политике поддержки МСП 1990-х годов, проявились и в 2000-х годах. Речь, прежде всего, идет о разработке и реализации государственных программ поддержки МСП. Формирование новой системы поддержки МСП с 2005 года осуществлялось фактически на безальтернативной и непубличной основе. Широкое общественное обсуждение приоритетов государственных программ поддержки МСП почти не проводилось. В наибольшей степени такое положение вещей было характерно для федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, основным оператором которой выступает Минэкономразвития России.
При этом недостаточная публичность государственных программ привела к фактическому отсутствию независимого взгляда со стороны. Ключевую роль в разработке программ играли собственные силы Минэкономразвития России – Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее также – профильный департамент или профильный департамент Минэкономразвития России), иные ведомства, наделенные полномочиями по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Последняя в настоящий момент выступает сразу в трех ипостасях: влияет на распределение финансовых государственных средств по программам и одновременно дает им оценку в «публичном поле»1, выигрывает и реализует большинство конкурсов на проведение научно-исследовательских работ в сфере малого и среднего предпринимательства, объявляемых Минэкономразвития России (в том числе по оценке эффективности реализуемых государством мер и разработке предложений2).
В последнее время появились признаки того, что произошло еще большее сужение круга стейкхолдеров и экспертов, вовлеченных в обсуждение программных приоритетов, и усиление «аффилированности» профильного департамента Минэкономразвития России с данными субъектами.