Александр Белозерцев: «Нужна ли Российским биржам поставка физических товаров?»
Александр Белозерцев
Президент компании "Александра"
(опубликовано 11.06.2013)
В преддверии Мирового Зернового форума «Global Grain Sochi», который состоится 26-28 июня в городе Сочи, президент компании «Александра» Белозерцев Александр Александрович рассказал о развитии биржевой торговли, а так же о проблемах, с которыми она сталкивается.
-Александр Александрович, разговоры о развитии современной биржевой торговли товарными активами в России с завидной регулярностью ведутся то в Правительстве, то на крупнейших в стране биржах. Какие в этой связи вопросы, на Ваш взгляд, остаются наиболее важными?
- Их довольно много, и все они имеют первостепенное значение. Как в конкретных российских условиях достичь эффективной интеграции современной биржевой торговли с рынком реального физического товара? Каким образом встроить современную товарную биржу в действующий механизм ценообразования на рынке физического товара? Наконец, какое место занимает поставка физического товара по открытым позициям в современной биржевой торговле товарными активами, и нужна ли эта процедура российским биржевым площадкам?
- Эти проблемы актуальны только для России?
- Не только. Все эти вопросы — на повестке дня крупнейших товарных бирж мира. Цены на биржевом рынке и рынке физического товара взаимозависимы. Причины и факторы этой зависимости активно обсуждаются в профессиональных кругах стран Северной Америки и Западной Европы, Азии и в Латинской Америке. На эту тему проводятся интенсивные дискуссии различного рода экспертов, публикуются статьи, пишется довольно много диссертаций. Несмотря на развитость биржевых товарных рынков в этих странах, эти темы очень важны и находятся в центре внимания биржевых сообществ и правительств этих стран.
- На что при этом обращают особое внимание?
- Особое место в этих дискуссиях, как правило, отводится методологии поставки физического товара по открытым позициям, а также выбору места поставки, поскольку это напрямую влияет на ценообразование того или иного товара. Кроме этого, некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что нужна ли поставка в принципе. Особую остроту эти обсуждения приобретают в период подготовки к запуску в торговлю новых контрактов на товарные активы. Другими словами, споры происходят вокруг того, быть ли новому контракту поставочным (deliverable), или же расчетным (cash – settled).
К сожалению, следует констатировать, что российские биржевые круги и экспертное сообщество стоят несколько в стороне от этих обсуждений. Эти вопросы до сих пор находятся на периферии их профессиональных интересов, что отчасти является и причиной неразвитости современной биржевой торговли товарными активами в России.
- Почему?
- В России, да и в других странах постсоветского пространства, в силу специфики развития биржевого товарного рынка, очень часто игнорируется значение самой процедуры поставки физического товара. Звучат заявления, что в условиях XXI века эта процедура применительно к биржевым срочным контрактам на товарные активы себя давно изжила, якобы это уже «...чистой воды атавизм...», а биржевой рынок срочных контрактов существует и развивается исключительно для различного рода инвесторов (читай: прежде всего, спекулянтов). Про многообразие потенциальных хеджеров, при этом, часто и не вспоминают...
И потом, сама процедура разработки спецификации поставочного контракта является более трудоемкой. Она требует осуществления достаточно основательной экспертизы предложенных параметров контракта среди многочисленной группы участников рынка того или иного товара. На это зачастую у бирж нет ни профессиональных, ни материальных ресурсов. Считается, что со спекулятивными контрактами, которые, как правило, не предусматривают поставку физического товара, и ориентированы преимущественно на спекулятивное сообщество, работать для биржи значительно проще и легче... Поэтому-то и продолжают отечественные биржевые площадки скромно «топтаться» на обочине российского товарного рынка, проигрывая, тем самым, и конкуренцию в международном масштабе...
- Получается, что по вопросам поставки физического товара российские биржи совершенно бездействуют?