И в дальнейшем намерены держать рынок услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда под жестким контролем
Игорь Артемьев
руководитель ФАС России
(опубликовано 14.06.2013)
В преддверии Мирового Зернового форума «Global Grain Sochi», который состоится 26-28 июня в городе Сочи, руководитель ФАС России Игорь Артемьев любезно согласился ответить на вопросы журналиста IDK.RU, касающихся усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права, процессов, связанных с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы в сфере АПК, рассказал о предложениях со стороны ФАС, вносимых при разработке законопроектов и нормативных актов.
- Игорь Юрьевич, ФАС уже давно ратует за изменение механизма распределения бюджетных средств, в этом году будут ли предприняты новые попытки быть услышанными?
- В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса в России проводится в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Предоставляется она в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов страны на государственную поддержку отраслей животноводства, растениеводства, экономически значимых региональных программ, в- возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, техническую и технологическую модернизацию и другие направления. После этого субсидии распределяются уже органами управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, такая система субсидирования имеет ряд недостатков: государственная поддержка не ориентирована на достижение максимальной урожайности, система субсидирования не является прозрачной, отсутствует равный доступ к субсидиям для всех сельхозтоваропроизводителей. Это, например, подтверждается многочисленными обращениями в ФАС России и ее территориальные органы.
В последнее же время как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется переход на систему субсидирования, ориентированную на результат, при которой размер субсидии, выдаваемой на 1 литр реализованного товарного молока высокого качества, 1 кг мяса или мяса птицы, напрямую зависит от объемов производства продукции и ее качества.
Мы, в свою очередь, подготовили предложения по изменению системы субсидирования в растениеводстве, за исключением субсидирования части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию урожая и процентной ставки по выданным кредитам. Так, по-нашему мнению, субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей по производству сельхозпродукции должно производиться при соблюдении одного из условий, а именно: реализации сельхозтоваропроизводителем продукции на бирже или регистрации внебиржевых сделок по продаже продукции на бирже. При этом контроль исполнения обязательств по сделкам должен быть возложен на биржу. Это, в свою очередь, предполагает, что биржа будет подтверждать отгрузку продукции контрагенту.
Размер субсидий на возмещение затрат по производству сельхозпродукции, по нашему мнению, также должен определяться для каждого вида сельхозпродукции в зависимости от приоритетных направлений в развитии растениеводства. Расчет же субсидии, которую может получить сельхозтоваропроизводитель при соблюдении этих условий, должен осуществляться на 1 тонну реализации продукции, исходя из максимальной урожайности посевной (посадочной) культуры, сложившейся за последние пять лет на принадлежащей сельхозтоваропроизводителю посевной (посадочной) площади под конкретной сельскохозяйственной культурой с поправкой на коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия.
Эти предложения мы уже направили в Аппарат Правительства Российской Федерации и в Минсельхоз России для обсуждения и выработки согласованного решения. Однако, если существующая система субсидирования всё-таки сохранится, то необходимо будет повысить эффективность использования бюджетных средств, которые ограничены, в том числе в рамках обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО.
- Возможно ли ожидать в ближайшем будущем усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права? А также совершенствования регулирования зернового рынка в целом?