Для того, чтобы получить высококачественные объемистые корма для скота, развиваться должна вся система кормопроизводства
Владимир Косолапов
Директор ВНИИ кормов им. В. Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук
(опубликовано 05.09.2013)
В преддверии форума Global Feed Forum «Перспективы развития мирового кормопроизводства», который состоится 8 октября в Москве, Владимир Косолапов, директор ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса, ответил на вопросы корреспондента IDK.ru, касающиеся состояния отечественного кормопроизводства.
- В связи с тем, что сегодня особое значение приобретает полноценное сбалансированное кормление, современное животноводство нуждается не просто в кормах, а в кормах с заданным качеством, с определённым содержанием обменной энергии и сырого протеина. Что мы имеем на практике? Насколько отвечает этим требованиям состояние кормопроизводства в стране?
- За последние 20 лет в стране производство зелёных кормов сократилось на 30%, силоса – 34%, зернофуража – 15%. Снижается и качество кормов, включая их протеиновую питательность. Содержание белка в сене не превышает 10%, силосе – 8%, сенаже – 10-12%. Практически все известные группы кормов относятся к низкопротеиновым, поэтому обеспеченность
1 к.ед. белком не превышает 80-90 г, вместо 105-110 г по нормативам кормления животных. Из-за дефицита кормового белка снижается продуктивность животных, повышается расход кормов на единицу продукции, возрастает её себестоимость.
К причинам недостаточного производства зелёных кормов относятся:
– сокращение посевных площадей под кормовыми культурами на пашне, а также неудовлетворительное состояние естественных кормовых угодий;
– деградация травостоя старовозрастных кормовых угодий из-за отсутствия коренного и поверхностного улучшения;
– слабое развитие системы семеноводства;
– уменьшение в 7-10 раз доз минеральных удобрений, вносимых под кормовые культуры;
– низкие темпы обновления кормоуборочной и другой техники.
- Владимир Михайлович, каковы же пути решения проблемы, преодоления отставания?
- Основная задача кормопроизводства на сегодня в животноводстве обеспечить высококачественные объемистые корма для скота, которые должны содержать 10,511,0 МДж ОЭ и 1518 % (злаки), 1823 % (бобовые) сырого протеина в СВ. Такие корма даже без концентратов могут обеспечить суточный удой до 2025 кг молока.
Получить такие корма вполне реальная задача. Но для этого развиваться должна вся система кормопроизводства (селекция и семеноводство кормовых культур, полевое кормопроизводство, луговодство, технологии заготовки кормов, их хранения и использования).
Решение проблемы создания эффективной кормовой базы заключается в реализации имеющихся научных разработок и приоритетном развитии перспективных направлений исследований по кормопроизводству. Здесь еще необходимы новые исследования для поиска оптимальных решений.
Важной задачей является также развитие животноводства, увеличение поголовья мясного скота. За последние 20 лет — с 1990 г. — значительно снизилось поголовье животных, изменилась структура производства скота и птицы. Поголовье крупного рогатого скота снизилось с 57,0 млн. голов до 20,0 млн., в т.ч. коров с 20,5 до 8,9 млн.; свиней с 38,3 до 18,8 млн., овец и коз с 58,2 до 23,9 млн. голов; птицы – с 660 до 494,5 млн. голов. В структуре производства мяса в 1990 году говядина составляла 42,8 %, свинина – 34,4 %, мясо овец и коз – 8,7 %, мясо птицы – 17,8 %. В 2012 году производство мяса птицы составило 40,4 %, свинины – 29,7 %, овец и коз — 3,8 %, а говядины только 25,0 %.
Производство молока снизилось с 55,7 до 31,9 млн. тонн. Существенно изменилась структура поголовья скота. В 1990 году в сельхозорганизациях содержалось 82,7 % крупного рогатого скота и 74,5 % коров, а в 2012 только 45,6 и 40,9 % соответственно, в то же время, в хозяйствах населения и крестьянских и фермерских хозяйствах содержалось — 55,6 % поголовья крупного рогатого скота и 59 % коров.
Эти изменения обусловлены тем, что производство говядины хронически убыточно, а производство молока низкорентабельно из-за высокой себестоимости. Средняя цена производителей на сырое молоко в марте 2011 года по данным Евростата составляла в России 14,14 руб/литр, в то время как в Белоруссии – 10,64, в США – 11,91 руб/литр.
Мясного скота у нас практически нет. Основным источником производства говядины в России в 2000-2012 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходилось почти 98% этого вида мяса. Ресурс производства говядины из молочных стад – максимум 500-800 тыс. тонн. Потребность – минимум 3500 тыс. тонн к 2015 году и 4000 тыс. тонн к 2020 году. Дефицит – к 2015 году – 1300 тыс. тонн, к 2020 году – 1500 тыс. тонн.
В западных странах молочное скотоводство много раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную – 1,1-1,2 мясных коровы. В результате, в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС – 40-50%, в Австралии – 85%, США и Канаде – 70-75%.
- Понадобится ли восстанавливать деградированные и заброшенные земли? Насколько велик наш земельный потенциал для производства кормов? Можем ли что-то предложить на экспорт?
- Для создания крупной отрасли молочного и специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Россия располагает всеми необходимыми предпосылками.
Такими как, наличие сельскохозяйственных земель:
92 млн. га естественных кормовых угодий, треть которых не используется;
около 20 млн. га неиспользуемой пашни;
115 млн. га пашни.
А также, апробированные практически во всех регионах страны малозатратные технологии:
лугопастбищного и стойлово-пастбищного скотоводства;
производства растительного сырья на пахотных землях;
заготовки и хранения кормов.
Природные кормовые угодья России являются важным источником зелёных пастбищных кормов и сена. Вместе с тем 2/3 их площадей нуждаются в улучшении из-за низкого качества и мелиоративной неустроенности земель: 30% эродировано и дефлировано, 23 % переувлажнены и заболочены, 38 % — засолённые, солонцеватые и с солонцовыми комплексами, 11 % — каменистые, 40 % - залесенные, закустаренные, закочкаренные.
Потенциал научных разработок по луговодству позволяет на основе многовариантных технологий повысить продуктивность сенокосов и пастбищ по зонам страны. При улучшении природных кормовых угодий и залужении неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота возможно повышение продуктивности сенокосов и пастбищ в 35 и более раз и получение с них дешёвого высококачественного корма, богатого энергией, белком и витаминами. Нерешенность проблемы развития лугопастбищного хозяйства необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства молока и говядины.
Важным резервом ускоренного развития животноводства является пастбищное содержание скота. Необходимо улучшить 8–10 млн га пастбищ с травостоями из многолетних трав, повысив их продуктивность в 35 раз. Удельный вес затрат на корм при пастбищном содержании снижается в 2 раза: с 60–65 до 30 % в структуре общих затрат. Сокращение затрат на корма в 2 раза повысит рентабельность молочного, а мясного скотоводства — в 1,5 раза.
При эффективном использовании наших земель можно будет часть произведенной продукции предлагать на экспорт.