В Кремле состоялся Всероссийский форум «ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ» «Аграрное будущее России».
(опубликовано 26.04.2006)
19 апреля в Кремлевском Государственном
Дворце
состоялся Всероссийский форум «АграрноебудущееРоссии».
Форум открыл Попов Г.Х.- Президент Вольного экономического
общества России
с докладами выступили:
Митин С.Г. - Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации;
ЛУЖКОВ Ю.М. - Мэр Москвы;
ШАРОНОВ А.В. - Заместитель Министра экономического
развития и торговли РФ;
БАБУРИН С.Н. - Заместитель Председателя Государственной
Думы ФС РФ;
СЕМЕНОВ В.А. - Депутат Государственной Думы ФС РФ,
Председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК;
Злочевский А.Л. -Президент Российского Зернового Союза;
РОМАНЕНКО Г.А. - Президент Российской академии
сельскохозяйственных наук;
УШАЧЕВ И.Г. Директор
Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского
хозяйства,
и другие видные руководители органов власти и ученые.
«ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ», ЛУЖКОВ Ю.М.
Дорогие товарищи, уважаемый президиум!
Я внимательно выслушал основной доклад. И у меня возникли очень сложные ощущения. С одной стороны, я безусловно одобрительно, с пониманием, отношусь к работе министерства сельского хозяйства. Мы много проектов делали совместными усилиями и проделанная работа, безусловно, является полезной. Москва, казалось бы, рафинированный потребитель продуктов питания. На формирование крупных агрохолдингов выделено уже 18 млрд. руб., что дало возможность создать 49 агропредприятий, успешно функционирующих на сегодняшний день. Кроме этого, мы 2 млрд. руб., выделяли в бюджете города на прямые вложения в создание примерных хозяйств по формированию комплексов оптовой торговли. Многие другие меры по воспроизводству сельхозпродукции в регионе принимались совместно с Минсельхозом. Но, к сожалению, я не могу разделить оптимизм предыдущих докладчиков.
Во-первых, мы живем воспоминаниями о прошлом. Оно очень поучительно, начиная с времен Ивана Грозного, когда земля предоставлялась, но земля ограничивалась в собственности. 1860 год, который стоил жизни Александру II.
Дальше Столыпинские времена, когда, пожалуй, впервые, в нашем селе начали развиваться реальные условия созидания, и мы видели всплеск активности, который тоже стоил жизни нашему премьеру. Потом 17-й год, поддержка большевиков через лозунг «землю крестьянам», это тоже был обман. Потом НЭП, который тоже дал возможность проявиться крепкому хозяйственнику, и частный фермер как малый предприниматель, получил право на землю. Снова обман. Коллективизация и национализация земли, в настоящее время, как говорил Лев Толстой о земле: «У нас все перевернулось и никак не может сложиться обратно», за что Владимир Ильич Ленин назвал его зеркалом русской революции. Слова Толстого, можно привести и сейчас. Все перевернулось и никак не может сложиться по устройству села - самой важной задачи для любого государства. Село - это продовольственное обеспечение жизнеспособности государства, продовольственная безопасность и неза¬висимость страны.
Я восхищен, наконец-то объяв¬лена «Программа поддержки и развития села». Мы говорим с вами: «Национальная программа поддержки села». Мы говорим: «Программа».....
Где она? Дайте посмотреть! Дайте согласиться и принять всем народом! Если вы хотели, чтобы участвовали все вместе, как это мы не раз видели на примере коллективного строительства, в том числе домов, тогда надо, чтобы мы все понимали стратегию, замысел и пути реализации. Если это все будет закрыто, будет где-то держаться в тайне... Не будет результата! Результат может быть, если мы все согласны с целью, замыслом и путями реализации! Согласны и принимаем участие в реализации этой программы! Я обращаюсь в Минсельхоз: «Разработайте эту программу!» Вот тогда к вам придут и крестьяне, и сельхозпроизводитель, и все, кто работает на земле, и бизнес придет к вам!
Сегодня у государства есть деньги, но нет желания их тратить на село и сельское производство. Программа Национальная Государственная объявлена суммой в 34 млрд. рублей, но это не бюджет Государственной Национальной программы! Москва 18 млрд. рублей вложила и собирается и дальше вкладывать в разви¬тее сельхозпроизводства. Разве это программа государства в условиях такого состояния нашего с вами села и сельско¬го хозяйства?!
Мы сегодня с вами собрались в весенний период, на юге уже ; идут весенне-полевые работы и дальше они будут продвигаться на север. На юге сегодня ситуация более или менее приличная по зерновым, по крайней мере в Краснодаре ком крае. А вот я неделю назад получил записку от одного академика. Он пишет: «Из-за рассеянного дефицита влаги в прошлом году хозяйства России не досеяли около одного миллиона гектар озимых культур». Это о чем говорит? Это самые ценные хлеба! В связи с необычным холодом и выдуванием снежных покровов с полей из 14 млн. гектар посеянных озимых вымерзло около 3 млн. Вымерзло более одного миллиона гектаров кормовых трав. Земли подлежат пересеву яровыми. На пересев потребуется 970 тысяч тонн зерна, но во многих пострадавших хозяйствах посевного материала нет. Потребуется купить семена там, где они в избытке. Кредиты не выдаются, как правило, здесь и в докладе прозвучало, хозяйства проблемные. 40% хозяйств работают удовлетворительно, они производят 75% продукции, а остальные 60% хозяйств производят лишь 25% сельхозпродукции. В них как раз сосредоточены основные массы населения, и никто им из-за их проблемности никакой банк кредитов не даст. На весь агрокомплекс, по подсчетам специалистов, весной этого года, то есть сейчас, нужно 33 млрд. рублей. Эти деньги необходимы для проведения ярового сева. Какой мы с вами ожидаем результат от реализации этой программы, если не нужно ходить ни к Малинину, ни к Буревину за этой самой арифметикой! Ну, абсолютно ясно, если нет этого ресурса, если нет условий, по которым государство принимает меры по поддержке тех, кто сегодня хочет выращивать зерно, то не будет урожая. Осенью мы с вами начнем вспоминать Долореса, начнем анализировать, но окончится тем, чем закончился разговор Владимира Владимировича Путина с Алексеем Васильевичем Гордеевым. Путин его спрашивает в самом конце разговора, «Что еще?». В начале разговора все вроде бы понятно: планы, показатели и т.д., а в конце, отвечая на вопрос, Алексей Васильевич говорит: «В прошлом году производство мяса упало на 2%, производство молока упало на 1%, таким образом, мы приступили к реализации Национальной сельскохозяйственной программы»...
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
Ну, что это?!... Ну, что это, скажите?!...
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
Минсельхозу нужно научиться острее ставить вопросы государству и не бояться потерять должность! Лучше бояться потерять лицо!
(ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ)
Глобальный вопрос, который немедленно нужно решать: «Как помочь селу!?» Это вопрос непростой, сложный, но решен должен быть оперативно, чтобы не остаться без зерна государству. А мы уже с вами можем сказать твердо: «Пшеницу нам нужно будет закупать.» Каждый год только для нужд Москвы закупается 30 тысяч тонн продовольственной пшеницы, чтобы город не оставить без нормального хлеба. Наши партнеры уже получили команду закупать пшеницу, потому что можно просчитать ситуацию. Ситуация хуже, чем в прошлом году. Поэтому надо обращаться к правительству. Необходимо донести необходимость активных действий со стороны государства для изменения ситуации по посевным работам!
Второе - национальная программа. Ее нужно разработать, обсудить, опубликовать, чтобы люди согласились и вмес¬те начали реализовывать. Ни мы, ни Минсельхоз и ни одно Правительство не сможет решить эту задачу, если не привлечь селян!
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
Еще один интересный вопрос. Я утром рано прочитал пугающую меня сводку. Соединенные Штаты Америки в рамках саммита, в Санкт Петербурге готовы положительно рассмотреть вопрос, о вступлении России в ВТО. Я пару месяцев назад, с высот трибуны, заочно, поблагодарил Соединенные штаты за то, что они нас не пускают в ВТО.
(ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ)
Опять это же вопрос к нашему правительству. Вопрос серьезный, не риторический. Скажите, почему вы скрываете, таите от народа? Скажите, почему вы таите от специалистов - экономистов, хозяйственников? Скажите, почему вы скрываете условия и механизмы вступления России в ВТО? Что за этим скрываете? Вы считаете себя настолько мудрее, что можете от имени страны, от имени всех тех, кто работает в промышленности, и в сельском хозяйстве, от имени субъектов федерации говорить и решать вопросы высшей степени важности?!
Я посмотрел, как отразится вступление на нашей стажирующей промышленности. Ужаснулся! Я задаю вопрос - «Как отразится вступление России в ВТО на сельском хозяйстве?!» Страшно тревожный вопрос! Мы ведем переговоры, по нашим заявкам, нам нужно 83 млрд. долларов на поддержку села и 1,6 млрд. долларов на экспорт. Китай много лет бился, чтобы ему дали возможность на вступление в ВТО. Добился всего того, что он хочет. Всемирная торговая организация заинтересована, чтобы Россия вошла - это грандиозный рынок! Россия - это грандиозный рынок! Тем более, со стажирующей ситуацией в сельском хозяйстве и зависимостью от импортного сырья в пищевой промышленности. Всемирная организация очень заинтересована. Они должны просить! Умолять войти! А мы должны сказать: «Да, мы хотим быть в этой цивилизованной системе торговли, но условия у нас вот такие!» Мы же просим согласиться с нашими условиями, но постоянно отступаем в своих требованиях по жизненно важным позициям.
Сейчас уже речь идет о 10 млрд. долларов на поддержку нашего сельского хозяйства, а наше село нуждается особо в помощи государства. Мы сегодня не сравнимы с уровнем сельского хозяйства США, не сравнимы с уровнем сельского хозяйства Европы. У нас сегодня нет современного сельского хозяйства в стране, а мы говорим: «Пустите нас в ВТО. Мы готовы, на любых условиях». Что будет? Опять же по оценкам специалистов, будет уменьшена доля нашей страны в мировом экспорте с 1,3% до 1%, а доля импорта увеличится от 1,9 % до 2,3%. Что же эти цифры означают? Во-первых, они означают: мы не будем активно расти в объемах сельскохозяйственного производства. Мы все больше и больше будем попадать в пучину импорта, а это означает дальнейшую потерю независимости и способности собственного продуктового обеспечения.
Вступление в ВТО должно быть согласовано и осмысленно. Есть возражение, давайте прислушаемся.
Кому интересно вступление в ВТО? Отвечаю. Знаю этот вопрос! Интересно нефтяникам - сырьевикам, даже не переработчикам - сырьевикам! Металлургической промышленности в части выпуска и сбыта первичных рудных материалов. И немного интересно тем, кто сегодня занимается производством минеральных удобрений. Сегодня, к сожалению, 94% удобрений идут на экспорт. При этом плодородие земель у нас падает, об этом я написал книгу «Сельский капитализм». Каждый год мы теряем 2% плодородных земель Российской Федерации. При обсуждении вопроса эффективности аграрной политики мы с вами должны помнить, что аграрный вопрос всегда был и остается основным, первым вопросом России. И сегодня, я извиняюсь, за отсутствие оптимизма в таких оценках. Я оптимистично смотрю на возрождение сельского хозяйства! Это возможно! Это необходимо!
Государственная система может развиваться только при равномерном заселении территории страны, а это не города. Это не Москва. Сама система сейчас в значительной степени утрачена. По последним данным, мы насчитываем 13 тыс. умирающих поселений страны. Это поселения, в которых проживает пара старушек. Самое страшное, дорогие товарищи, что три четверти этого количества это поселения центрального и северо-западного округа. Это исконно наши земли, которые всегда генерировали потенциал нашей страны. Это ТРЕВО¬ГА! Если не сказать БЕДА!
Мы сегодня говорим: 32 ты¬сячи молодых специалистов двинем на село, построим им жилье. Полезно? Ну, конеч¬но полезно! Любое движе¬ние в этом плане полезно! Это соответствует нашим государственным масшта¬бам? Абсолютно! Мы можем человека, который работает в деревне, удивить числом 32 тысячи? В деревне, в которой живет 400-500 человек? Да! Конечно! Когда мы говорим о государственно-значимых ме¬роприятиях - это не решение. И, я думаю, возвращаясь к ос¬вящению самой программы: она должна быть не спущена сверху, она должна вырасти снизу. Теперь мы говорим о тех преференциях, которые должны получить сами селя¬не. Мы говорим - нужно? Абсо¬лютно нужно! Эти преферен¬ции должны быть общие, как в экономическом плане, так и в моральном. Сегодня у нас в политике государства село вообще никак не обозначено, хотя уже сегодня 46% дохода страны формируется в товар¬ной части. Эта товарная часть всем своим существом опира¬ется на фундамент сельского производства в любой стране, и у нас тоже!
Посмотрите, тем не менее, о чем разговоры? Абрамович, Дерипаска , Юкос, и т.д.... Когда мы начнем разговаривать о возможностях, реализациях и тех проблемах и успехах, которые есть на селе? Это ведь относится к госу¬дарственной стратегии! Пока власть, пока правительство не скажет: «Для нас первым приоритетом сегодня является развитие села!» Ничего мы не добьемся! Реализация наших возможностей заключается в направлении части средств стабилизационного фонда в сельхозпроизводство с опре¬деленными условиями! Мы сегодня говорим о ценах на нефть, о СтабФонде ... А что умирать будем - положим ря¬дом с собой СтабФонд?
У меня сложилось впечатле¬ние, что Правительство, каса¬емо Минфина, умеет собирать деньги. Умеют. Финансовая стабилизация - это сегодня наше преимущество, преиму¬щество нашей страны. Они умеют и сдирать с регионов деньги, но мне кажется, что они сейчас находятся в пол- ной прострации от того, что с этими деньгами делать? (АП¬ЛОДИСМЕНТЫ)
Они объявили инвестицион¬ные фонды, сформировали условия. В инвестиционные фонды никто не идет...
Они получили грандиозный - СтабФонд, который начал активно усыхать. Размещение СтабФонда под 1-2%, это пос¬тепенная потеря СтабФонда. Подсобрали, да? И не могут толково распорядиться СтабФондом. А он должен быть средством для развития! А не денежным мешком для накоп¬ления! А средством развития экономики!
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
А нам нужно совершенно дру¬гое! Чтобы он вкладывался в производство в реальные сектора экономики! И дальше приносил тому же Минфину, еще больше денег. Этим бух¬галтерам Минфина, чтобы они были удовлетворены!
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
Но если они просто лежат! Они никогда новых денег не дадут - они просто усохнут! Ничего не понимаю! Бухгалтера!
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
Вторая часть моего анализа, связана с государственным уровнем льгот, преференций, моральной поддержки, показа на телевидении прогрессив¬ных производственных отно¬шений. Это есть везде в мире! У нас очень теплые отноше¬ния с Германией, с Баварией. Кто там первый человек - а? Земледелец, пивовар, те, кто выпекает хлеб, те же самые колбасы, молочные изделия! Первый человек! И основной разговор о том, как он себя чувствует, какие у него про¬блемы, как оказать поддержку! Как сделать так, чтобы ему по¬мочь и сделать его труд более благодарным!
Россия сейчас подписала дого¬вор с Баварией, спасибо Минсельхозу, помогли они нам, че¬рез Росагролизинг, покупаем 5 тысяч коров. Необходимо определить, какие структуры являются перспективными? В этой ситуации на чем можно формировать базис для раз¬ вития села? Спасибо Алексею Васильевичу (министру сель¬ского хозяйства РФ), я к этому человеку отношусь с величай¬шим уважением. Это человек, который бьется, правда, зна¬ете, это называется - бьет¬ся о борт корабля, а корабль сплошной металл, о который можно разбить все, что угодно. Вот мы смотрели ситуацию об увеличении производства свинины. Договорились. Город дает бюджетный кредит 1/4 %-й ставки Центробанка для формирования нуклеусов. Таких нуклеусов мы сделали несколько, для воспроизвод¬ства генетического поголовья поросят. Целая сеть хозяйств, которые будут выращивать свиней, и мы уйдем от закупки племенного молодняка. Нор¬мально, по моему твердому убеждению. На данном этапе формирования агрохолдингов это необходимо.
Производители продовольст¬вия накопили определенный ресурс финансовых средств, вкладывают их в производст¬во сельскохозяйственной продукции и животноводства, поднимая общий объем про¬изводства. И это правильный путь.
Наконец, вопрос извечный, вопрос о собственности. Ни¬когда в России, за исключени¬ем короткого Столыпинского времени, вопрос собствен¬ности на землю не был над¬лежащим образом решен! Не решен он и сегодня!
До тех пор, пока на земле не появится собственник, у нас нормального сельского хозяйства не будет! Должен быть собственник, а не владе¬лец паев, который пай имеет, а землю не имеет, ни колхоз с «общей» землей и полураб¬ским трудом. Пока на земле не появится собственник, бу¬дет эрозия, будет снижение плодородия, будет беспорядок в нашем доме! Пока будет де¬легирование полномочий тех, кто хотел бы хорошо зараба¬тывать на земле, не будет бу¬дущего не только у села, не бу¬дет будущего у страны. И все эти вопросы нужно решать, а мы до сих пор говорим: «А где закон о развитии и поддержке сельхозпроизводства?». «Где закон», - говорили несколько лет назад, и до сих пор мы его не видим, только обещания что в ближайшую пятницу мы его обсудим, и какой он будет?
Будет ли он решать такую простенькую задачу, как собс¬твенность на землю? Будет ли он регламентировать, что с этой землей делать? Какую ответственность собственник будет нести за то, чтобы эта земля рожала и зерновые, и кормовые? Землю все больше желают купить для того, чтобы она была у них, и таких боль¬ше и больше становится. Зем¬ля не имеет сегодня рыночной цены. Землю покупают по де¬шевке и про запас. Земля про¬стаивает, а объемы пахотных земель уменьшаются.
Я спрашиваю, какую ответст¬венность собственник будет нести за то, чтобы эта земля возделывалась в интересах сельского хозяйства? Какова ответственность? Кто-нибудь в зале ответит? Никто. Я от¬вечаю. На сегодняшний день пахотные земли могут не используются под растени¬еводство, и никто не может предъявить такому собствен¬нику претензию. Нужен закон, который скажет: год не ис¬пользуешь - предупреждение, второй год не используешь - эта земля у тебя отбирается по установленным государст¬вом мизерным ценам, или продается следующему над¬лежащему собственнику.
Пока эти вопросы не решены, у нас не будет сельского хо¬зяйства, и у России будущего тоже не будет потому, что эти вопросы абсолютно связаны между собой.
Я желаю Вам успехов! И мы вместе!
(БУРНЫЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬ¬НЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ).
АГРОБИЗНЕС N5 2006г.