Российское зерно не пускают в Европу. Поэтому европейское мясо могут не пустить в Россию - "Ведомости".
Вчера в Брюсселе прошли переговоры между представителями российского Минэкономразвития и чиновниками ЕС, посвященные предоставлению России квоты на экспорт в Европу зерна низкого и среднего качества, пишет в сегодняшнем номере газета «Ведомости».
(опубликовано 19.12.2002)
Официальные итоги переговоров на момент подписания номера обнародованы не были, но, по данным Зернового союза, России удалось добиться права вывезти в страны ЕС в будущем году лишь 600 000 т зерна - в 3-4 раза меньше объема, который готовы будут поставить отечественные трейдеры. Вчера Зерновой союз уже попросил Владимира Путина ограничить в ответ импорт европейского мяса.
С 1 января Евросоюз вводит квоту на импорт пшеницы среднего и низкого качества объемом 2,982 млн т в год. Соединенным Штатам и Канаде европейцы изначально выделили квоту в 610 000 т, остальным странам-поставщикам предстояло выбирать оставшийся объем по принципу "кто быстрее успеет". Россию и Украину подобный подход не устроил, и они потребовали персональных квот в объемах, превышающих 1,5-2 млн т на каждую страну.
Зерно в рамках квоты облагается таможенной пошлиной в 12 евро/т, сверхквотное - в 95 евро/т (это фактически запретительная пошлина, почти равная экспортной цене на зерно). На пшеницу высокого качества, которую в основном поставляют в Европу США, квоты вводиться не будут.
О том, что российская квота утверждена властями ЕС в размере 600 000 т в год, "Ведомостям" сообщил президент Зернового союза Аркадий Злочевский. Это намного меньше того, что российские экспортеры готовы были поставить в Европу в будущем году. По оценке гендиректора аналитического центра "СовЭкон" Андрея Сизова, потенциально трейдеры могли вывезти в ЕС еще 1,5 млн т пшеницы среднего и низкого качества.
Добиваясь страновой квоты, российское правительство угодило в ловушку, расставленную европейцами. "Согласившись предоставить России мизерную персональную квоту, ЕС лишил наше правительство морального права вводить ответное ограничение на ввоз европейских мясных продуктов, - считает Сизов. - А мы и без персональной квоты могли спокойно экспортировать в Европу [по старым правилам] более 800 000 т зерна только за счет того, что оно дешевле украинского". Теперь любую попытку российского правительства ограничить импорт мяса из Европы ЕС будет воспринимать как недружественный акт.
Однако Злочевский уверен, что моральное право квотирования импорта европейского мяса у правительства осталось. "Переговорщики ЕС предлагали России "купить" дополнительные [квоты на] 150 000 т в обмен на невведение ограничений на ввоз европейского мяса, - утверждает глава Зернового союза. - А мы требовали 2 млн т, из которых получили всего 600 000 т".
Видимо, чтобы морально поддержать правительство, Зерновой союз направил вчера просьбу о введении мясных квот президенту. Например, по мнению президента торгового дома "Росхлебопродукт" Юрия Огнева, мы можем ввести квоту на импорт 1,2 млн т мяса птицы, руководствуясь тем расчетом, что в России потребляется 2,2 млн т в год, а производится около 1 млн т. О подобных мерах уже почти год говорят чиновники Минсельхоза и Минэкономразвития. "Но, к сожалению, в правительстве не все чиновники понимают важность этих мер, - заявил "Ведомостям" Огнев. - Поэтому пришлось обращаться напрямую к президенту как к верховному арбитру".
Чужие рынки: ЕС может осложнить российским экспортерам работу и на неевропейских рынках. В середине ноября Еврокомиссия решила возобновить практику субсидирования собственных зерновых экспортеров. За поставленные в Иран 500 000 т французской пшеницы экспортерам будет выплачена субсидия в 4 евро/т. В центре "СовЭкон" полагают, что таким образом ЕС намерен простимулировать своих трейдеров на рынках Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, куда пойдет дешевое российское зерно, "выдавленное" из Европы.