На вопрос, какое самое известное итальянское блюдо, вам ответит любой дурак. Хотя в изысканных итальянских ресторанах вас могут уверить, что настоящая пицца – невероятно сложное блюдо, в целом понятно, что изначально оно было простым и быстрым и предназначалось для простолюдинов.
Так же обстоит дело и с японской лапшой и темпура – овощами или рыбой в кляре. Ещё во времена средневековья ими промышляли владельцы передвижных киосков, у которых за небольшую плату можно было получить тарелку горячей еды и перекусить прямо на ходу.
Арабская шаурма в представлении не нуждается: с Ближнего Востока это блюдо распространилось по всему свету.
А вот французская кухня участвовать в мировой глобализации блюд быстрого приготовления не спешит. Некоторые её элементы получили широкое распространение, например, всемирно известный соус майонез, который используется, в том числе, и в фастфуде.
Но при этом, несмотря на огромный авторитет французской кухни, ни одним собственным блюдом быстрого приготовления она похвастаться не может.
Причина этого кроется в особенностях французского менталитета.
Про изысканную аристократическую кухню, которая сформировалась при дворе Бурбонов, нечего и говорить: методы готовки в ней настолько сложны, что иногда приготовление кулинарного шедевра длится днями, а используемые продукты настолько дороги, что себестоимость некоторых блюд исчисляется трёхзначными суммами в евро.
Чего стоит один только соус к мясу, который называют джус: на одну порцию такого соуса расходуется мяса в несколько раз больше, чем его ложится на тарелку. Какой уж тут фастфуд?
В региональной народной кухне изысков намного меньше, однако традиция длительных трапез с полной сервировкой существует и здесь.
Традиционная трапеза должна начинаться с аперитива с обязательными амиз-буш, затем антрэ (как правило, суп, в летнее время возможен ещё паштет или салат), и основное блюдо.
После этого пьют вино, закусывая его сырами.
Под конец подают десерт и кофе.
Хотя описанная здесь церемония соблюдается не всегда строго, она, тем не менее, влияет на привычки рядовых обывателей: по статистике, француз тратит на приём пищи более двух часов в день, что втрое больше, чем, например, для американца.
Не смотря на то, что индустрия фастфуда исторически развита во Франции слабо, проникновение мировой культуры быстрого питания сюда всё-таки происходит. Действительно большие масштабы оно приобрело в начале XXI столетия.
Французское правительство очень долго сопротивлялось распространению международных сетей быстрого питания, стремясь сохранить национальную кулинарную культуру, а вместе с ней – и здоровье граждан. Однако с 2004 года показатель распространённости сетей фастфуда вырос здесь на 74 процента. В 2015 году Mc Donald’s объявил, что французский рынок стал для компании вторым по объёму продаж после Америки.