Российские производители вдвое увеличили отгрузки зерновозов на внутренний рынок
По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 70% от всего объема производимых в РФ полуприцепов), производство российских полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов) за 7 мес. 2023 года выросло на 34%, до 11,5 тыс. ед.
(опубликовано 10.09.2023)
При этом отгрузки полуприцепов на внутренний рынок показали еще больший рост – 45% и составили 11,4 тыс. ед.
В количественном выражении за рассматриваемый период отгрузки нефтевозов выросли в 2,7 раза, до 235 шт., рефрижераторов – в 2,3 раза, до 166 шт., зерновозов – в 2,1 раза, до 769 шт., бензовозов – на 95%, до 580 шт., тралов – на 93%, до 1,2 тыс. шт., тентованных полуприцепов – на 75%, до 2,14 тыс. шт., контейнеровозов – на 60%, до 1,8 тыс. шт., изотермических полуприцепов – на 60%, до 460 шт., самосвальных полуприцепов – на 32%, до 1,53 тыс. шт., битумовозов – на 30%, до 465 шт., нетентованных полуприцепов – на 2,4%, до 1,17 тыс. шт.
Отгрузки сортиментовозов сократились на 63%, до 177 шт. в связи с серьезным снижением лесозаготовки, повлекшим за собой падение спроса на данную технику.
Доля отечественных производителей полуприцепов на внутреннем рынке России составляет 78%. Российские машиностроители уже сегодня готовы полностью обеспечить имеющиеся потребности потребителей этой техники. Заводы обладают всеми необходимыми компетенциями и мощностями для того, чтобы на 100% заместить иностранную продукцию.
Несмотря на положительную динамику и достигнутые результаты, производители из России отмечают ряд проблем, с которыми сталкивается отрасль. Среди них высокие цены на металл, растущие затраты на энергоресурсы и нефтепродукты, дорогие кредиты.
Кроме того, фиксируются случаи агрессивного импорта со стороны иностранных компаний, которые приходят на российский рынок вместо ушедших брендов из недружественных стран. В дальнейшем, если не принять новых мер по защите внутреннего рынка, зарубежные компании за счет демпинговых цен могут потеснить на нем отечественных игроков.
Для развития отрасли следует и дальше поддерживать потребителей и производителей через субсидирование спроса на продукцию отечественных компаний, продолжить реализацию политики по выравниванию условий конкуренции с иностранными компаниями.
Ассоциация «Росспецмаш» считает, что нужно предусмотреть механизм предоставления производителям субсидий в виде грантов на развитие новых технологий, компетенций в области выпуска комплектующих для полуприцепов с объемом финансирования из федерального бюджета в 2023-2026 гг. в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно.
Необходимо распространить льготы для компаний IT-отрасли на производителей специализированной техники, в том числе и полуприцепов, а также комплектующих к ней. Это позволит направить дополнительные инвестиции на развитие техники и компонентов.