Пескоструй — устройство, основной функцией которого большинство людей, с ним не работающих, почему-то считает чистку дисков и снятие неприличных надписей со стен.
Рисунок 1 — Изображение присутствует в свободном доступе
На самом деле, это совсем не так. Пескоструйный аппарат, или, что корректнее, абразивоструйный аппарат — это как промышленное оборудование с поступлением абразива из цистерны, так и довольно компактное устройство для дома и мастерской. В самом общем виде спектр его возможностей таков:
- чистит металл от ржавчины;
- снимает старый лак и краску;
- удаляет слой штукатурки, иные загрязнения;
- готовит поверхность к покраске и антикоррозийной обработке;
- чистит от гари и граффити;
- матирует стекло, позволяет создать гравировку на зеркале.
Сейчас очень много материалов о высокой эффективности пескоструйной обработки как предварительного этапа (перед грунтованием и т. п.). Причина — то, что на неровную поверхность любой материал (краска, лак и прочие) ложится гораздо лучше. Длительность защиты в результате увеличивается до 6 раз.
Однако для большинства пользователей наиболее важной функцией остаётся именно пескоструйная очистка: сажа, штукатурка, лак, краска, ржавчина, любые другие загрязнения. Важно, что пескоструйные аппараты достаточной мощности могут работать с почти любыми материалами: металлы и сплавы, дерево, камень, стекло, пластик.
В чистке есть свои нюансы. Например, рассмотрим очистку от ржавчины. Теоретически можно работать с пятнами любого размера, но многое зависит от качества и толщины металла, степени повреждения:
✅ При пескоструйной обработке металл истончается в любом случае. Чтобы не нанести ему значительных повреждений, лучше не использовать абразив крупной фракции. Особенно это важно при работе с авто: толщина и качество металла у современных транспортных средств далеко не самые лучшие. Потому для устранения мелких очагов ржавчины, одиночных «рыжиков» лучше применить наиболее «нежные» абразивы (пример — сода либо абразив из ореховой скорлупы). А если работаете с песком, не стоит удалять ржавчину с поверхности толщиной менее 1 мм.
✅ Порой ржавчина может «проесть» металл полностью, но этого не будет видно за счёт применения герметика, автопластилина. Пескоструй эти материалы счищает, и вы можете получить дыру в металле. Причём многие в таких случаях уверены, что во всём виноват плохой пескоструй. Если видите, что ржавчина сильно разъела металл, проступила с обеих сторон, пескоструйную обработку в этом месте лучше не проводить. Проще использовать средства для локализации очага ржавчины (добавляя автопластилин при необходимости).
✅ Удалить всю ржавчину получается не всегда. Например, когда мы обрабатываем раму, ровные поверхности отчищаются, а вот во впадинах остаётся ржавчина. Здесь очень важно понимать и учитывать: с помощью пескоструя происходит обработка только внешней части металла! Углубления стоит обработать иными методами.
✅ Если на очищенном металле была ржавчина, он становится очень уязвимым. Новые очаги ржавчины могут появиться за несколько дней. Потому лучше провести антикоррозионную обработку, грунтовку как можно быстрее, причём при минимальной влажности (лучше — летом, в сухой и тёплый день). Та же проблема возможна и при снятии старой краски с металлической поверхности, даже если ржавчины при очистке видно не было.
Заметим, что пескоструй вполне эффективен при очистке от гари. С его помощью можно очистить до блеска покрытый сажей угол дома или гаража, подпалённый стол и т. п.
Краска и лак — пожалуй, наиболее востребованные покрытия, для снятия которых применяется пескоструйный аппарат. Здесь тоже представим ряд рекомендаций.
✅ Есть риск повредить элементы, сделанные из иных материалов (стекло, пластик). Так, в практике снятия краски с оконной рамы, автомобиля возможны и разбитое стекло, и повреждённая резина. Потому работать стоит с аккуратностью. Стекло, к примеру, надо заранее прикрыть фанерой. При абразивоструйной чистке от старой краски металлических станков нельзя оставлять открытыми резьбовые соединения: резьба может стираться.
✅ Песок проникает везде. Потому, даже убирая небольшой «рыжик» или грубое слово с дверцы авто, вы можете получить салон, полный песка. Если вы работаете не с отдельной деталью, а машиной в целом, будьте готовы: выметать абразив придётся долго. Потому при работе с пескоструем не обойтись без компрессора (чтоб сдуть абразив с корпуса) и пылесоса.
Если выбираете пескоструйные установки именно для очистки, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- регулируемость струи, ведь ржавчину и краску порой приходится удалять точечно;
- чтобы аппарат подходил для любых типов абразива (удобный диапазон — 0,1–0,5 мм);
- работа с компрессорами разной производительности. Мощный компрессор стоит недёшево. Потому обычно все начинают с 100–200 л/мин. Но постепенно появляется возможность взять более производительную вещь. Варианты, подходящие для разных компрессоров (100–700 л/мин) — пескоструи серий «Булат» и «Спутник».
- наличие колёс. Чтобы очистить поверхность бак с абразивом приходится часто передвигать, наклонять и т. п. Особенно если вы занимаетесь чисткой ограды, автомобиля и т. п. Перетаскивать пескоструй с места на место на руках — крайне тяжёлая работа. Колёса во много раз снизят нагрузку на спину.
Пескоструйные аппараты серий «Булат» и «Спутник» выполнены из качественного металла, оборудованы влагоотделителем, колёсами, работают без плевков и перебоев. Объём бака аппаратов серии «Булат» — 12, 27, 35 либо 40 литров; для серии «Спутник» — 18, 24 и 30 литров.
Рисунок 2 — Пескоструй «Спутник» с баком на 24 литра
Безопасность процесса гарантирована за счёт:
- клапана сброса давления — контроль давления в системе;
- манометра (контроль избыточного давления).
Все аппараты — с гарантией от официального производителя на 2 года. Модели применимы как в быту, так и для нужд бизнеса (ремонтные, производственные предприятия, сфера услуг).
Пескоструйное оборудование можно приобрести в интернет-магазине «Градус Хаус» с доставкой товаров в ваш город от 2 дней!