Меморандум N2 участников 2й Международной Ассамблеи «Земля и Урожай» (Санкт-Петербург,21-23 мая 2008 г.)
(опубликовано 14.07.2008)
По данным ФАО, применение минеральных удобрений (МУ) в мире возросло за последние 30 лет в 4 раза и достигло 100 кг д.в. на 1 га пашни. В России произошло обратное: в последние 15 лет внесение МУ снизилось до 20 кг д.в./га, и по этому показателю страна занимает одно из последних мест в мире. Внутренний рынок МУ из-за системного аграрного кризиса стагнировал на критически низком уровне - 1,3-1,5 млн т д.в. в год, а 90% МУ, производимых в РФ, экспортируется. Компенсационные целевые выплаты из федерального бюджета на 2008й год в размере 2,3 млрд руб. покрывают не более 7% стоимости МУ. Однако даже эти лимиты до конца мая текущего года не доведены до регионов, т.е. хозяйства под урожай текущего года не получили финансовой поддержки из федерального бюджета на приобретение МУ в условиях двукратного увеличения их стоимости за последний год. Это означает, что абсолютное большинство хозяйств не смогло приобрести МУ в необходимых количествах. Введение Правительством РФ в апреле 2008 г. таможенных пошлин на экспорт МУ в размере 8,5 % может дать бюджету 7-10 млрд руб., которые решено направить на субсидирование приобретения МУ, что позволит увеличить размер дотаций из федерального бюджета до 30-40 % стоимости удобрений. Однако не следует привязывать дотации к таможенным пошлинам, а уточнить показатели целевых выплат на приобретение МУ из федерального бюджета в Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Экономисты-аграрии считают, что в изменении нуждается и порядок дотирования: все сельхозтоваропроизводители, независимо от их финансового состояния, должны получить право на беспроцентный краткосрочный (до конца года) целевой банковский кредит, проценты за который должны покрываться из федерального и региональных бюджетов. Тогда хозяйства смогут заблаговременно, по умеренным осенне-зимним ценам, закупить МУ, а в конце года, после реализации урожая, погасить свой долг по кредиту. Вторую часть кредита — субсидии и проценты — должны возмещать администрации регионов из средств федерального и региональных бюджетов. В планах российских компаний-производителей МУ на ближайшие годы предусматривается расширение выпуска остродефицитных одинарных видов МУ (бесхлор- ные калийные, фосмука), унифицированных двойных (аммофос, диаммонийфосфат, ЖКУ), тройных сложных (преимущественно бесхлорных), органо-минеральных удобрений (ОМУ) на основе местного и нетрадиционного сырья. Планируется развитие инфраструктуры внутреннего рынка и логистики - строительство и приобретение региональной складской сети и сервисных служб, организация тукосмешения, централизованного завоза удобрений в хозяйства, консультационных услуг и т.д. Большого внимания заслуживают новые биоконверсированные удобрения (БКУ), производимые на основе ферментации ускоренными методами в контролируемых условиях, позволяющие получать готовые продукты в течение 8-10 дн. Отечественный и зарубежный опыт показывает, насколько важное значение имеет производство компостов и новых БКУ путём трансформации различных органосодержащих отходов — животноводства, растениеводства, лесного и коммунального хозяйства, ряда отраслей промышленности — в высокоценные удобрения. При соблюдении технологических и санитарных требований компосты ускоренной ферментации отличаются благоприятными физическими, агрохимическими и экологическими свойствами, дают прибавку урожая на 20-30% и более. Наиболее отзывчивы на новые БКУ картофель и овощные культуры, особенно в условиях защищённого грунта. Установлено положительное влияние БКУ на качество растительной продукции: снижение содержания нитратов и тяжёлых металлов. Принимая во внимание наличие инновационной технологии переработки органических отходов в готовые, концентрированные и экологичные БКУ, целесообразно предложить Министерству сельского хозяйства, Правительству РФ рассмотреть вопрос о стимулировании развития перспективной отрасли промышленности по производству БКУ. Объём рынка химических средств защиты растений (СЗР) в 2007 г. превысил 500 млн долл. США, и эксперты и дилеры ведущих компаний-производителей и поставщиков СЗР ожидают дальнейший рост рынка за счёт расширения площадей посева с/х культур и увеличения интенсивности обработок, пока намного меньшей, чем в странах ЕС. Более 70% обработок полевых культур по вегетации приходится на гербициды, при этом нагрузка в кг д.в. на 1 га снижается вследствие распространения препаратов с низкой нормой расхода; 20% рынка приходится на фунгициды и около 10% - на инсектициды. В связи с переходом части хозяйств на минимальные технологии обработки почвы, широкое применение получают гербициды сплошного действия, особенно на паровых землях и залежах. Основной объём обработок СЗР приходится на зерновые, однако наблюдается заметный рост применения гербицидов на сахарной свёкле и инсектицидов на рапсе. В 2005-7 гг. объёмы защитных мероприятий в РФ приобрели положительную тенденцию, составив около 42 млн га в год. В Краснодарском и Ставропольском краях , Татарстане, Белгородской, Ростовской, Липецкой и др. областях фитосанитарная обстановка постепенно нормализуется. Завершено фитосанитарное районирование территории РФ по 585 вредным видам, по каждому из которых уточнены ареал и зоны вредоносности. Институтами Отделения защиты растений РАСХН разработано более 20 зональных систем защиты с/х культур. Принятая НТС Ленинградской области система защиты картофеля даёт экономический эффект 25,5 тыс. руб./га. Система защиты озимой пшеницы в Ростовской обл. позволяет повышать урожайность на 5,5 ц/га и на 26% уменьшить токсикологическую нагрузку. Принятая НТС Минсельхоза РФ технология борьбы с саранчовыми позволяет экономить до 500 руб./га и в 4 раза снижать токсикологическую нагрузку. Однако региональные системы фитосанитарного оздоровления агроэкосистем требуют решения ряда крупных задач - завершить апробацию зональных систем интегрированной защиты с/х культур с учётом изменений в земледелии и растениеводстве; осуществить переход к использованию автоматизированных компьютерных способов фитосанитарнонго мониторинга за главными объектами и экотоксикологическими параметрами на основе геоинформационных технологий; завершить государственную регистрацию систем биологической защиты овощных и плодово-ягодных культур для использования в зонах с повышенным содержанием радионуклидов, тяжёлых металлов и ксенобиотиков, а также в санаторно-курортных и водоохранных зонах, районах-поставщиках сырья для детского и диетического питания, промышленного овощеводства; в связи с грубыми отступлениями от современных стандартов и требований к качеству и безопасности внесения СЗР на большинстве российских предприятий, производящих опрыскивающую технику, «Россельхозцентру» и ГНУ ВИЗР, следует повысить уровень государственных испытаний машинных технологий и способов внесения пестицидов. Целесообразно использовать для таких испытаний созданный в ВИЗР инженерный центр, подготовленный для проведения подобных испытаний и имеющий практический опыт.