Военные действия, начатые англо-американской коалицией против Ирака, имеют самые разнообразные негативные последствия, в том числе и экономические.
(опубликовано 04.04.2003)
Ростовская область уже сейчас несет убытки, связанные с тем, что для местных экспортеров зерна на неопределенный срок оказался закрытым весьма перспективный и емкий ближневосточный рынок. Возникают определенные проблемы с поставками донской пшеницы и в соседние с Персидским заливом страны Северной Африки, сообщает газета «ГородN».
Президент агросоюза "Юг Руси" Сергей Кислов:
— Страны Ближнего Востока, куда мы поставляли значительные объемы зерна, сегодня оказались для российских экспортеров фактически закрытыми. Из-за высоких военных рисков трудно найти фрахт в этом направлении. Сегодня судовладельцы, не имея страхового обеспечения, не рискуют перевозить туда грузы, поскольку все эти страны находятся в непосредственной близости от театра военных действий. В результате контракты срываются, появляются убытки.
Весь регион превратился в очаг нестабильности и высокого риска. С точки зрения экономических потерь России можно говорить о том, что мы сейчас лишились большого перспективного рынка, куда собирались наращивать экспорт российского зерна. Все это в конечном итоге приведет к падению внутренних цен на продовольственную пшеницу и фураж на юге России до среднероссийского уровня. Попутно все увидят, наконец, реальную пользу экспорта для обеспечения высокого уровня зерновых цен на Дону.
Начальник коммерческого управления агроиндустриальной корпорации "Астон" Николай Герасимов:
— В Ирак, насколько мне известно, никто из зерновых трейдеров Ростовской области поставок напрямую не делал. В прошлом году мы попытались продать в эту страну зерно через посредников, но иракское правительство, в конце концов, от сделки отказалось. Вряд ли кто-то из зерновиков рассматривал Ирак как привлекательный и перспективный рынок, но проблема в том, что иракский кризис остановил наши поставки в Саудовскую Аравию, Израиль, которые являются достаточно большими потребителями российской фуражной пшеницы и ячменя. К примеру, в Саудовскую Аравию "Астон" в прошлом году отправил около 200 тыс. тонн ячменя — это довольно приличные объемы. Большую партию ячменя мы планировали отправить в Саудовскую Аравию и нынешним мартом, но из-за войны в Ираке эти планы оказались пока нереализованными. То же самое можно сказать и об Израиле, который среди зарубежных покупателей российского фуража занимает далеко не последнее место.
Из российских компаний, насколько нам известно, зерно на Ближний Восток, за исключением единичных поставок в Израиль, сейчас никто не продает. Естественно, это ведет к некоторому затовариванию российского внутреннего рынка. Переориентировать грузопоток с Ближнего Востока в Европу проблематично, так как в тот же Израиль из России поставлялся в основном фуражное зерно. А в странах Европейского союза, как известно, с этого года повышены пошлины и введены квоты на ввоз фуражного зерна. ЕС собирался пересмотреть эти пошлины в сторону понижения, но пока этого не произошло. Предоставленные же России квоты, скорее всего, уже выбраны.
По большому счету, достойной альтернативы Ближнему Востоку у донских трейдеров сейчас нет. Определенные риски существуют и вокруг поставок нашего зерна в Египет, хотя с африканскими странами — Алжиром, Египтом, Марокко — мы пока работаем более или менее нормально.
Директор зерновой интернет-биржи GrainEx Алексей Масленников:
— Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев сейчас прогнозирует рост спроса на российское зерно со стороны стран Ближнего Востока, которые, возможно, найдут способ доставлять пшеницу из России, несмотря на резко вздорожавший фрахт и нежелание страховщиков страховать суда, идущие в этот регион. Ситуация может измениться в любой момент, все зависит от развития военных событий вокруг Ирака. Хотя, безусловно, сейчас ближневосточный рынок для крупных донских экспортеров закрыт. Мелкие и средние компании этого еще на себе не почувствовали, потому что напрямую не работают с ближневосточными странами, перепродавая свое зерно крупным донским, московским и украинским экспортерам. Хотя, конечно, снижение ликвидности рынка ощущают все.
В то же время, крупным донским экспортерам сейчас, наверное, стоит повнимательнее присмотреться к Ирану и через эту страну "рубить окно" на Ближний Восток. Поставки зерна в Иран по Каспию по-прежнему достаточно безопасны. На днях, например, "Агрос" заключил крупный договор на поставку зерна в эту страну. Не вижу причин, почему бы то же самое не сделать и нашим ведущим экспортерам. Тем более что географически нашим компаниям довольно удобно осваивать иранское направление.