Море зерна. Пять компаний начнут строительство морских зерновых терминалов
Итоги конкурса по строительству портовых терминалов Минсельхоз подвел в конце прошлой недели. По информации "Финансовых Известий", из шести компаний, подавших заявки на участие в конкурсе, победителями были признаны пять - ЗАО "Юг Руси", АИК "Астон", Азовский портовый терминал (входит в группу "Разгуляй-УКРРОС"), ПКФ "Братья", ООО "Порт "Темрюк". Заявка Багаевского водного терминала была отклонена, потому что заявитель не смог представить все необходимые для участия в конкурсе документы
(опубликовано 12.08.2003)
Компаниям - победителям тендера из бюджета будет субсидироваться 2/3 процентных ставок по кредитам, которые они возьмут на строительство портов. Субсидирование рассчитано на пять лет. Каждый год на субсидии будет направляться 130 млн рублей.
Все заявки касаются портов на Юге России - основном зернопроизводящем регионе, имеющем морские выходы. "Юг Руси", "Астон" и "Братья" уже имеют терминалы в Ростове-на-Дону. Как сообщили "Финансовым Известиям" в "Юге Руси", компания собирается развивать имеющийся у нее терминал. В "Астоне" говорят, что компания взяла кредит в этом году на строительство терминала в промышленной зоне "Заречная" на берегу Дона. Его общая емкость, по словам представителей компании, составит 56 тыс. тонн, а скорость отгрузки - 600 тонн в час. На строительство зернового терминала в Азове "Разгуляй" в конце прошлого года взял кредит в Российском банке развития в размере 158,5 млн рублей. Мощность терминала по перевалке составит 1,2 млн т в год, и его первая очередь будет запущена в эксплуатацию уже в сентябре этого года.
В прошлом году, когда России повезло с урожаем и она собрала 86,5 млн т зерновых, трейдеры отправили на экспорт более 17 млн т зерна. Справиться с таким объемом экспорта им помогла соседняя Украина и Эстония, через порты которых работали компании. Но все равно большая часть была вывезена из российских портов. "В прошлом году наша перевалка составила примерно 10-12 млн т, но это очень условная цифра, - говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. - Важно учитывать, что наш зерновой рынок "длится" 3 месяца, и за это время мы должны по максимуму вывезти свое зерно, то есть в этот период идет очень активная эксплуатация терминалов". По словам Рылько, зерновых терминалов не хватает, сейчас необходимо создавать резервные мощности, укреплять транспортную инфраструктуру, строить портовые зернохранилища. В России 70-80% перевалочных мощностей приспособлено для малотоннажных судов грузоподъемностью до 5 тыс. тонн, а это никак не увеличивает наш экспортный потенциал, добавляет Рылько.
По мнению других аналитиков, для России нехватка портовых экспортных терминалов актуальной проблемой не является. По словам директора аналитического центра "СовЭкон" Андрея Сизова, в этом году компании, которые имеют свои терминалы, из-за низкого урожая столкнутся с их недозагрузкой.
Победители тендера говорят, что они не ориентируются на краткосрочные перспективы. "Конечно, прошлый год - не показатель, но также не станет ориентиром и этот год, - говорят в "Астоне". - Важно другое: то, что сейчас идет передел зернового рынка, особенно это видно на Юге, где традиционно зерновым бизнесом занимались местные компании. Сейчас все активнее сюда идут бизнес-группы из Москвы. Так что те компании, которые первыми построят свои зерновые терминалы, и будут потом иметь стабильные позиции на рынке".