Аграрные риски. Аграрный бизнес в России априори считается высокорискованным
из-за этого банковские кредиты ему обходятся на несколько процентов, а иногда и в разы дороже, чем для "голубых фишек".
(опубликовано 27.02.2004)
Как признался в беседе с "Ведомостями" глава одного из крупнейших и успешных агрохолдингов, из-за этого банковские кредиты ему обходятся на несколько процентов, а иногда и в разы дороже, чем для "голубых фишек".
Скандал, случившийся на прошлой неделе с агрохолдингом "Русагрокапитал", может добавить к классическим рискам в виде плохой погоды или неурожая еще один, связанный с закрытостью аграрных компаний и их жесткой вертикалью власти.
Едва ли не первый в новой истории российского частного аграрного бизнеса уход из компании ее основателя привел к конфликту. Сдавший все дела и успешно продавший летом 2003 г. компанию бывший гендиректор "Русагрокапитала" Яков Шляпочник в начале 2004 г. обнаружил, что остался должен финансовой корпорации "НИКойл" 120 млн руб. Эти деньги были выданы в виде кредита двум предприятиям, входящим в "Русагрокапитал", а поручителем по ним выступил сам Шляпочник. Скандальность ситуации заключается в том, что, по словам Шляпочника, он ничего не подписывал, а кредиты были выданы уже после его ухода из компании. Шляпочник уволился из "Русагрокапитала" в конце июля, через неделю после того, как западный фонд, чьи интересы он представлял, продал за $15 млн 100% акций компании Rusagrocapital LTD (собственник "Русагрокапитала") кипрской компании Albatros Ltd. Низкая стоимость компании объяснялась долгами в $45 млн. Фактически новыми владельцами агрохолдинга стали нынешние менеджеры "Русагрокапитала", продавшие в декабре блокирующий пакет неназванному инвестору.
Не исключено, что "НИКойл" станет не единственным кредитором, потребовавшим от Шляпочника возврата долгов по договору поручительства. Как признался "Ведомостям" один из банкиров, "банки напряглись" еще в начале февраля, а среди 6 - 8 банков, выдавших кредиты "Русагрокапиталу", числятся такие монстры, как МДМ-банк и Росбанк. В принципе, большая кредиторская задолженность для аграрного бизнеса не есть что-то новое или критичное. Тот же президент агрохолдинга, сетовавший на дороговизну кредитов, говорит, что в банках сейчас заложено 100% его активов и это нормальная ситуация для рынка.
Впрочем, ситуация с "Русагрокапиталом" "напрягла" не только банки, но и игроков на вексельном рынке. После того как стало известно о требованиях "НИКойла" к Шляпочнику, запаниковали держатели векселей "Русагрокапитала". На рынке появилась информация, что "Русагрокапитал" отказывается погашать векселя, и владельцам агрохолдинга пришлось объявить реструктуризацию векселей на 150 млн руб. , переведя их из коротких в длинные.
Не исключено, что "Русагрокапитал" рассчитается со всеми кредиторами и держателями векселей в ближайшее время, но в целом для аграрного рынка эта небольшая проблема отдельной компании может стать глобальной. Столкнувшиеся с новым, неучитываемым раньше риском невозврата кредитов из-за конфликта бывших и новых владельцев компании, банки станут намного осторожнее работать с агрохолдингами. А и без того дорогие заемные деньги станут для аграрных компаний и вовсе сверхдорогими.