Более 700 делегатов и уполномоченных представителей из 64 региональных отделений обсудили на III Съезде Союза машиностроителей России комплекс вопросов развития отрасли в посткризисный период и возможные пути решения сложных и масштабных задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению промышленности.
(опубликовано 17.05.2011)
В настоящее время членами организации являются свыше 35 тыс физических лиц, около 700 предприятий и организаций: ГК "Ростехнологии", "Рособоронэкспорт", ОАО "Объединенная авиационная корпорация", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", Корпорация ВСМПО-АВИСМА, АвтоВАЗ, @Концерн "Тракторные заводы", Концерн "Ижмаш", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", Концерн "Радиоэлектронные технологии", Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", ОАО "Компания "Сухой", Объединенная авиастроительная корпорация, ОАО "Технологическая компания", ОАО "Вертолеты России", Ассоциация "Станкоинструмент", Ассоциация технических вузов России, МГТУ имени Баумана и другие. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин в своем докладе отметил, что государство за последние два года профинансировало машиностроение более чем на 400 миллиардов рублей. «В качестве мер поддержки предприятий различных секторов машиностроения будем применять механизм субсидирования процентных ставок прежде всего по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию внутренних инвестиционных проектов – проинформировал собравшихся Путин. - В 2011г. направим на эти цели более 8,5 млрд руб.». Одним из ярких примеров государственной поддержки машиностроительных предприятий стало участие Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в финансовом оздоровлении и инновационном развитии «Концерна «Тракторные заводы» в период с 2010-2016 гг. Данная мера позволит стабилизировать финансовое состояние крупнейшего в России интегратора научно-технических и производственно-технологических компетенций и высвободить ресурсы для реализации инвестиционной программы и дальнейшего инновационного развития всей машиностроительно-индустриальной группы. На сегодняшний день «Тракторные заводы» являются одними из немногих в промышленном комплексе России, которые располагают четкой Программой инновационного развития, собственным НИОКР по выпуску новой и модернизированной серийной продукции, востребованной на рынке в различных секторах экономики. Лучшая отечественная техника «ЧЕТРА» и «АГРОМАШ» активно продвигается холдингом на международные рынки под амбициозным слоганом «Сделано в России – работает во всем мире». Генеральный директор «Ростехнологий», председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов обратил внимание Председателя Правительства Владимира Путина на очередной срыв Минобороны России финансирования гособоронзаказа и на то, что низкая рентабельность в 3% при выполнении гособоронзаказа делает его выполнение для отечественных производителей крайне убыточным. В ответ на это Владимир Путин сообщил, что правительством разрабатывается постановление о возможности 100%-ного авансирования гособоронзаказа, но только крупным предприятиям, а также готовность Белого дома поддержать установление рентабельности по его выполнению на уровне 15%. Вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев выступил с предложением освободить часть ФГУПов, переводимых в открытые акционерные общества, от налога на землю. На что Председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил о том, что Правительство РФ рассмотрит возможность освобождения от налога на землю компаний со стопроцентным госучастием. По словам члена Бюро Центрального Совета Союза, президента машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» Михаила Болотина, одной из острых тем, прозвучавших 11 мая в г. Тольятти на масштабном отраслевом мероприятии стала тема подготовки и привлечения в машиностроение новых инженерно-технических кадров. По мнению Болотина без принятия государством экстренных мер по запуску образовательных программ, адреснонаправленных на обеспечение промышленной отрасли молодыми высококвалифицированными кадрами, будущее отечественного машиностроения стоит под большим вопросом. Россия стоит перед выбором – быть или не быть в стране индустриальному сектору экономики? Нужна ли ей эта компетенция? Как сохранить и развить имеющийся у нее на сегодняшний день индустриальный потенциал? Аппарат Комитета Komitet@tplants.com
Для справки:
Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет) был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета «Союз машиностроителей России».
Трудно переоценить важность вопросов, поднятых на Съезде Союза машиностроителей России. Вопрос образования, безусловно, является одним из ключевых, т.к. без качественного образования не может существовать ни какая-либо отрасль, ни экономика и государство в целом. Если же называть вещи своими именами, то в этой сфере прежде всего нужно говорить не о "запуске образовательных программ", а о немедленном прекращении уничтожения всей системы образования (от начального до высшего), которое сейчас фактически происходит в нашей стране. Иначе все вместе взятые "образовательные программы" помогут отрасли и экономике страны "как мертвому припарка", и станут очередным (само)обманом и еще одним масштабным проектом по "закапыванию" денег.
Руководителям машиностроительных предприятий (в особенности - больших и очень больших) стоит пересмотреть и задействовать (как ни парадоксально) имеющиеся у них существенные резервы развития своих компаний, повысить эффективность использования собственных и привлеченных финансовых средств. Для того, чтобы это было возможным, необходимо постоянно обеспечивать информационную открытость предприятий, и в первую очередь - их первых лиц. Законы природы объективны и неумолимы. С точки зрения физики, кибернетики и менеджмента всякая закрытая система стремится к самоуничтожению. Только наличие эффективной обратной связи с окружающим миром позволяет руководителю реально и успешно управлять своим предприятием, а не быть марионеткой в руках тех, кто «фильтрует» и «дозирует» информацию, приходящую ему из внешнего мира.