Союз машиностроителей России (СМР) активно участвует в обсуждении проекта Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года, разработанной Минпромторгом России по поручению Правительства Российской Федерации.
(опубликовано 25.05.2011)
Нынешняя модель развития рынка сельхозтехники не способствует техническому развитию отечественных производителей и ведет к наращиванию потребления импорта. Открытость российского рынка невозможна из-за неготовности отечественных производителей на равных конкурировать с мировыми компаниями, что являлось предметом неоднократного обсуждения данной темы на заседаниях профильного Комитета крупнейшей в России общественной организации машиностроителей и направления предложений СМР в Правительство РФ.
В результате в Стратегию вошли предложения Комитета по обновлению действующего парка сельскохозяйственной техники, стимулированию модернизации производства сельхозтехники и увеличению объема экспорта сельскохозяйственной техники российского производства. Важность данного комплекса мер господдержки была озвучена в выступлениях Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина на пленарном заседании межрегиональной конференции «Единой России» и на Съезде машиностроителей России в мае текущего года. Активное участие в разработке Стратегии и программы по обновлению парка сельхозтехники (запланирована с 2012 года) приняли члены профильного направления Комитета при Бюро ЦС Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению. Заместитель Председателя Комитета, Вице-президент Концерна «Тракторные заводы» Наталия Партасова в составе Рабочей группы по разработке Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения дала следующую оценку этому отраслевому документу: «Разработка Стратегии очень своевременна. Считаю, что ее ориентиры, как значимого программного документа для отечественных сельхозмашиностроителей, заданы верно. Это результат совместной работы по изучению существующего проблемного поля и определению перспектив дальнейшего развития отрасли, осуществленной с участием Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России коллективом экспертов с привлечением ведущих представителей научного сообщества и российских производителей сельхозтехники.
В документе отражены интересы всех отечественных предприятий и предусмотрены необходимые меры государственной поддержки, которая позволит не только сохранить национальное сельхозмашиностроение и обеспечить техническое перевооружение агропромышленного сектора, но и принять на уровне государства критерии организации «промышленной сборки» иностранными участниками рынка для достижения уровня локализации на территории Российской Федерации не менее 50%.
Эксперты рассчитывают, что отечественный рынок сельхозмашиностроения за десять лет вырастет до 350 млрд. руб. И на сумму 115 млрд. руб. производители смогут экспортировать техники за рубеж. Достичь заявленных показателей можно только за счет комплекса мер по стимулированию спроса.
Потенциал у отечественных производителей сельскохозяйственной техники и оборудования есть. При правильном государственном регулировании рынка сильнейшие компании России смогут стать глобальными игроками. Свободная конкуренция, как на внутреннем, так и на мировых рынках позволит нам быстрее преодолеть техническую отсталость», - уверена вице-президент крупнейшей в России машиностроительно-индустриальной группы Наталия Партасова.
Для справки: Комитет при Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению (Комитет) был создан 3 апреля 2008 года и является постоянно действующим консультационно-совещательным органом при Бюро Центрального совета «Союз машиностроителей России». Основной целью деятельности Комитета является содействие обеспечению совершенствования механизмов правового, нормативного, административного и рыночного регулирования деятельности отраслей машиностроительного комплекса, обеспечивающих развитие отечественного тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного, подъемно-транспортного машиностроения и производства лифтов, а также консолидированная выработка программ по развитию указанных отраслей машиностроительного комплекса и осуществление координации и своевременного контроля эффективности их реализации.
Нынешняя модель рынка сельхозтехники сложилась вследствие приватизации государственной собственности, проведенной российскими органами власти в 90-х годах уже прошедшего века. Если не кривить душой, то основными целями приватизации было пополнение более чем скудного в то время государственного бюджета, и передача в «частные руки» предприятий и целых отраслей. При этом представители органов власти тех лет предполагали, что вместе с собственностью, созданной советским государством, они также передают ее новым владельцам и всю полноту ответственности, и всю свою головную боль за положение дел в приватизированных предприятиях и отраслях.
Сегодня почти всем понятно, что такие предположения были полной утопией, и пока государство существует, оно должно и будет нести свою часть ответственности за положение дел в отраслях экономики. Впрочем, было бы несправедливо «валить» всю ответственность на представителей органов власти. Новые владельцы предприятий также активно формировали существующую сегодня модель своими действиями по дальнейшему перераспределению собственности (как сейчас принято говорить: «слияниями и поглощениями»), а также формами и методами управления своими компаниями и вновь образованными негосударственными концернами и корпорациями.
Разработка стратегии развития отрасли давно назрела. Безусловно, позитивным фактором является то, что проект документа, который должен стать основой развития отрасли на ближайшие восемь лет разрабатывается при непосредственном участии самих машиностроителей. Вследствие этого он будет намного более жизненным и эффективным. Однако, представителям органов власти также не стоит «дремать» и упускать инициативу из рук. Порою в проекте звучат «потребительские» нотки, предложения создавать новые структуры, вместо того, чтобы заставить эффективно работать существующие, чувствуется желание компаний переложить предпринимательские и управленческие риски на плечи государства (а следовательно, всех российских налогоплательщиков). Из комплекса разумных и обоснованных мер по поддержке машиностроения «рельефно» выделяются некоторые предложения, фактически направленные на ограничение конкуренции, стремление сделать российский рынок «закрытым» для зарубежных компаний. Безусловно, подобных «перегибов» не стоит допускать, т. к. любая закрытая система по законам физики, кибернетики и менеджмента неумолимо стремится к самоуничтожению.
Большое внимание уделено образованию, но материально-техническое обеспечение аграрных средних специальных (профессиональных) учебных заведений почему-то не предусматривается. Также не рассматриваются в этой сфере и различные формы некоммерческого партнерства производственных и сервисных предприятий с учебными заведениями, хотя на практике они уже существуют и фактически доказывают свою состоятельность.
Вообще симптоматично, что в Плане мероприятий по развитию сельскохозяйственного машиностроения указаны в подавляющем большинстве только меры государственной поддержки, и крайне мало инициатив частно-государственного партнерства. Складывается впечатление, что российские сельхозмашиностроители просят и требуют реализовать целый комплекс мер от государства, но сами никаких обязательств на себя брать не собираются. В данном и в прочих других случаях принцип «дайте, сколько мы просим, а мы сделаем, как получится» неприемлем ни для государства, ни для налогоплательщиков, ни для самих машиностроителей, которые собираются быть «всерьез и надолго». Бесконтрольность, неэффективное и нецелевое использование средств в этом случае обернется не благом, а вредом как для отрасли, так и для экономики России в целом. Не нужно идти далеко за примером. Механизм субсидирования маркетинговых затрат (в т.ч. на рекламу и проведение выставок) используют некоторые страны. Но те, кто знает, какова фактически средняя эффективность вложений по этой статье по предприятиям отрасли, и во что может превратиться на практике механизм субсидирования таких затрат государством, (пример — у наших турецких соседей), прекрасно понимает, что потери и нецелевое использование финансовых средств, выделяемых на эти нужды без строгого контроля и персональной ответственности руководства предприятий, приведут к «выбрасыванию на ветер» целевых бюджетных ассигнований.
Является достойным особого внимания, очень своевременным и крайне эффективным предложение о премировании государственных служащих в соответствии с фактическими результатами работы отраслей. Такой принцип следовало бы довести до логического завершения и распространить на руководителей и специалистов всех органов управления отраслями, российскими территориями и всей нашей страной. Пока наши «чиновники» будут получать гарантированно-высокие и запредельные (по отношению к оплате труда работников стагнирующих отраслей) доходы (оклады, всевозможные надбавки и премии), никак не привязанные к качественным показателям состояния руководимой ими отрасли или территории, большая часть российского народа будет существовать на грани выживания. Ожидать в такой окружающей среде процветания одной отдельно взятой отрасли, было бы наивно. Законы менеджмента являются законами природы, а следовательно, объективно действуют вне нашего желания. Благие цели, облеченные в план разумных мероприятий, без соответствующей системы мотивации, стимулирования и контроля, так и останутся благими намерениями.
Потенциал у отечественных машиностроителей есть. Есть резервы развития у каждого отдельного предприятия. Существенные выгоды принесет всем реализация комплексных мероприятий по решению общих проблем и развитию всей отрасли в целом. Государственная политика в этом направлении должна быть хорошо продуманной, профессиональной и ответственной.