«Казахстантрактор» остановил работу из-за отказа российских поставщиков комплектующих.
Как сообщил казахстанской газете «Панорама» первый зампредседателя правления консорциума "Тракторостроитель" Надир Сасыкбаев, до августа прошлого года трансмиссии Павлодарскому тракторному заводу поставлял омский "Сибзавод".
(опубликовано 13.03.2002)
В августе омичи подняли цену с 54 тыс. до 120 тыс. рублей и потребовали полной предоплаты на годовую программу. Вместе с тем, по словам г-на Сасыкбаева, у ОАО "Казахстантрактор" уже был печальный опыт предоплаты омскому заводу, когда пришлось в течение полутора лет "выбивать" у россиян назад свои деньги. «Казахстантрактор» готов пойти на выставление аккредитива, но омичи на это не соглашаются. Осенью казахстанские тракторостроители, пойдя на большие затраты, адаптировали к своему производству трансмиссии Волгоградского тракторного завода и выпустили 80 тракторов. Однако в январе на волгоградском предприятии сменился собственник, и с казахстанцами, как с конкурентами, разорвали контракт. В результате с января завод стоит. На этой неделе начаты переговоры по размещению заказа в Китае, уже достигнута предварительная договоренность. Однако, по словам г-на Сасыкбаева, пока неизвестно, какое качество у китайских агрегатов и сколько времени потребуется на их адаптацию. При этом он подчеркнул, что даже в случае успеха проблема зависимости Казахстана от зарубежных поставок в области тракторостроения не будет снята. Вопрос об организации в Казахстане собственного производства трансмиссий периодически поднимается с 1990 года. Уже после создания ОАО "Казахстантрактор" его руководство дважды обращалось с подобным предложением к Президенту Назарбаеву, который в принципе проект одобрил и дал соответствующие поручения в правительство. До сих пор этот вопрос не решен. По словам г-на Сасыкбаева, подобное производство может организовать у себя сам тракторный завод при условии, что часть узлов будет изготавливать Семипалатинский машзавод, выпускающий трансмиссии на военную гусеничную технику. На создание такого производства, по расчетам тракторостроителей, потребуется порядка $5 млн. При этом руководитель консорциума отметил, что производство было остановлено именно в тот момент, когда заводу удалось добиться устойчивого спроса на свои тракторы серийного производства ДТ-75. В частности, на текущий год уже получены заказы на 500 машин от ряда российских фирм, готовых работать по предоплате. Связано это в первую очередь с большой изношенностью тракторного парка в России и с тем, что павлодарские тракторы конструктивно лучше волгоградских. Более 500 машин заказали товаропроизводители дальнего зарубежья. С казахстанскими потребителями постоянных контрактов у ОАО нет, однако в среднем в год внутри страны расходится 200-300 тракторов завода. Таким образом, реальная программа ОАО "Казахстантрактор" - это 1100-1200 машин в год. Агентство АгроФакт 13 марта 2002 года. http://www.k-vedomosti.ru/news.php#1576