Александр Калинин, начальник отдела структурных продуктов ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ», в интервью для портала IDK.ru поделился прогнозом движения зернового рынка, а также рассказал о возможностях страхования рисков при помощи инструментов хеджирования.
(опубликовано 09.09.2011)
Александр Валентинович, как Вы оцениваете зерновой рынок на данный момент?
В краткосрочной перспективе мы ожидаем продолжения роста цен на внутреннем рынке, что вызвано корректировкой оценки производства пшеницы и ячменя вниз по отношению к прогнозам на начало сезона, и рекордными темпами экспорта. При сохранении рекордных темпов экспорта (ожидается 18-20 млн тонн), особенно по пшенице, балансы к концу сезона могут стать достаточно напряженными – 14 млн тонн, из них пшеницы 11.2 млн тонн.
В июньском интервью Вы советовали агрессивно продавать все, что выше 6500/6700 руб/тн (Сев. Кавказ). Изменились ли сейчас Ваши рекомендации?
Максимум цены для Северного Кавказа пока составил 6 750 в июне месяце, до конца июля цена снижалась до 5250, затем начался плавный рост. Учитывая, что данные по переоценке урожая и рекордных объемах экспорта появились в конце июля – начале августа, можно было спокойно закрыть позицию с хорошим плюсом. Сейчас мы ожидаем продолжения роста цены с возможным ростом до 7 500 на Северном Кавказе, поэтому наша рекомендация – переходить в лонги. Но хочу подчеркнуть, что мы занимаемся ограничением ценовых рисков, а не спекуляциями. Для спекулянтов важно куда пойдет рынок. Для тех, кто захеджировался – нет.
Расскажите о возможности хеджирования рисков. Что дает хеджирование участникам зернового рынка?
Хеджирование ценовых рисков позволяет участникам российского зернового рынка заранее зафиксировать цену закупки или продажи, при этом не привязываясь к определенному поставщику или покупателю. Мы предлагаем различные виды инструментов – от работы на зарубежных рынках до специально разработанных для российского рынка продуктов. Если говорить очень в общем, то возможно 3 вида хеджирования – от роста цены, от падения цены и хеджирование маржи. Наши российские продукты – речь идет о свопах, составлены таким образом, что хеджируется средняя цена за период (от месяца до года), что исключает резкие случайные изменения цены на день расчетов, а так же позволяет клиентам равномерно распределять объемы в течение периода действия свопа. По операциям хеджирования Банк не выступает ни поставщиком зерна, ни его покупателем – мы производим только финансовые расчеты. При этом не нарушается хозяйственная деятельность – зерно может быть продано (или куплено) любому контрагенту. Участникам зернового рынка хеджирование дает уверенность в уровне покупки (или продажи) зерна, так же с помощью хеджирования можно зафиксировать маржу по сделке.
Многие ли пользуются подобными инструментами? Как это происходит на практике?
Все больше компаний осознает необходимость ограничения своих ценовых рисков. Согласитесь, обидно, отработав целый сезон, уйти в минус из-за колебания цен, хотя в течение сезона была возможность получить неплохую прибыль. Но использование хеджирования – это определенный уровень самоорганизации, понимания ценовых рисков и готовности пожертвовать частью своей прибыли для получения положительного и прогнозируемого результата. На практике это выглядит следующим образом – с компанией подписывается Генеральное соглашение (и несколько Приложений к нему), которое позволяет заключать сделки в любой момент, в то же время подписание Генерального Соглашения не обязывает компанию заключать сделки. Контрагентом является ОАО Банк «Открытие», входящий в ТОП -35 крупнейших российских банков по данным ЦБ России. До заключения сделки сотрудники управления структурных продуктов проводят консультации по выявлению рисков компании, а так же выбору оптимальных инструментов хеджирования.
Вы приглашены к участию в Международном форуме «Зерно Приволжья», можно ли будет узнать подробнее о хеджировании рисков и работе Вашего банка на этом мероприятии?
Мы обязательно будем представлены на Международном форуме и с удовольствием расскажем всем желающим о хеджировании и его применении на зерновом рынке.