Индустрия ЛКМ в России пытается справиться одновременно и с производителями дешевых суррогатов и с растущим импортом. Для успеха этой борьбы нужно объединение усилий ключевых игроков отрасли и государства для создания в стране собственного производства сырья для лаков и красок
(опубликовано 09.09.2011)
В этом году осенний сезон конференций Creon открыло мероприятие, посвященное лакокрасочной индустрии. Во вторник 6 сентября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась конференция «ЛКМ в России 2011». В приветственном слове генеральный директор Creon Санджар Тургунов выразил надежду, что совместное обсуждение проблем отрасли, которых за многие годы накопилось немало, поможет выработать общую стратегию ее развития. Индустрия ЛКМ крайне интересна и обладает большим потенциалом для инвестиций и именно поэтому Creon решил обратиться к этому сектору химической индустрии, «открыть» его для всех реальных и потенциальных участников рынка.
Ключевая проблема российской индустрии ЛКМ – ее разобщенность и неорганизованность, которые ведут к слабому лоббированию ее интересов и отсутствию единых технических стандартов. Это, в свою очередь, ведет к качественной деградации рынка, на котором уверенно чувствуют себя производители контрафактных и суррогатных лакокрасочных материалов. Об этом рассказал собравшимся генеральный директор ассоциации «Центрлак» Сергей Ермилов. Он призвал участников отрасли к созданию саморегулируемой организации, которая бы вырабатывала общие технические стандарты, защищала интересы индустрии в государственных структурах и взяла на себя взаимоотношения с крупными потребителями лакокрасочной продукции. По его словам, сейчас позиция государства относительно лакокрасочной индустрии, представленная в одном из отчетов правительственных чиновников, заключается в том, что поддерживать отрасль не имеет смысла. Письма в регулирующие органы, которые ассоциация «Центрлака» и отдельные предприятия регулярно пишут, получают в лучшем случае весьма равнодушный ответ.
Отрасль ЛКМ раздроблена не только организационно, но и технологически – всего статистика по выпуску лакокрасочной продукции ведется по 100-120 предприятиям, тогда как общее число производителей превышает несколько сотен. При этом на первую десятку производителей приходится только половина всего выпуска ЛКМ в России, тогда как около 200 тыс. тонн ЛКМ (20% рынка) выпускается нелегально. Однако массовое производство суррогатов и отсутствие единого технического регулирования ведут к деградации рецептур лаков и красок и у традиционных производителей – в материалы вводятся наполнители, мел, нефтеполимерная смола и т.п. При этом ГОСТ указывается практически на любой лакокрасочной продукции, однако следование ему давно стало совершенно необязательным. В результате себестоимость лакокрасочных материалов может снижаться в два и более раза в сравнении с произведенными по классическим рецептурам, однако их качество несопоставимо ниже. Как отметил в выступлении бренд-менеджер «Завода тарных изделий» Валентин Турунтаев, даже для упаковки лаков и красок производителями используются зачастую самые дешевые канистры, у которых даже не удален облой, который режет руки. Для решения проблемы «гаражников» г-н Ермилов предложил установить ценовой коридор на отдельные марки лакокрасочной продукции, чтобы сделать покупку суррогатов непривлекательной.
Заместитель генерального директора по науке и технологии «ЭКОР-Нева» Светлана Полякова рассказала об опыте выживания предприятия в нынешних реалиях рынка. Основой стратегии компании, по ее словам, является создание более дешевых аналогов импортной продукции и работа с крупными потребителями индустриальных лакокрасочных материалов. Проблематичным является как первое, так и второе, поскольку с ростом цен на импортируемое сырье конкурировать с готовыми красками зарубежного производства становится все сложнее, а получить заказы крупных потребителей непросто. Участники конференции подтвердили, что для того, чтобы получить заказ от крупных государственных и частных компаний в России необходим первоначальный «взнос» в 50000 долларов США и более. Нести такие расходы могут только транснациональные компании, продукция которых к тому же дороже, поэтому они сейчас все активнее осваивают заказы судостроительной индустрии и нефтегазового комплекса. При этом в документах, регулирующих госзакупки, отсутствует положение об обязательной квоте для ЛКМ произведенных в России. Главной же проблемой отрасли г-жа Полякова справедливо назвала утрату отечественными ЛКМ имиджа хорошей продукции. В секторе красок бытового назначения российские ЛКМ почти полностью вытеснены импортными, сейчас тот же процесс начинается на рынке индустриальных ЛКМ. Г-жа Полякова считает консолидацию игроков отрасли разумной реакцией на такие изменения и сообщила, что компания, которую она представляет, уже создала холдинг с более крупной компанией «ВМП». Однако кооперации с крупными западными игроками участники отрасли боятся, поскольку те не заинтересованы в поддержке и развитии отечественных предприятий. По мнению руководителя лаборатории РГУ Нефти и газа Виктора Протасова, негативные процессы в отрасли происходят, в том числе из-за потери тесных связей с заказчиками, которых должно интересовать в первую очередь не качество лакокрасочных материалов, а качество покрытий после покраски. При этом соответствующие требования к покрытиям должны быть определены максимально четко, чтобы снизить коррупционную составляющую при выборе поставщика.
Представитель Министерства экономического развития России, ведущий советник сводного департамента анализа и регулирования ВЭД Антон Жаринов считает упреки в адрес государственных органов несправедливыми. По его словам, регулирование рынка должно ставить целью не поддержку отмирающих заводов и отраслей, а появление в стране конкурентоспособных предприятий, которые будут замещать импортную продукцию, а затем начинать экспорт. При этом уже с нового года пошлина на ввоз сырья для производства ЛКМ будет обнулена, тогда как раньше она превышала пошлину на ввоз самих ЛКМ (5%). Российские предприятия смогут получить от этого некоторую финансовую выгоду, однако для более последовательной и детальной защиты их интересов необходимы аргументированные, проработанные законодательные инициативы, которых пока немного. Участники дискуссии связали это со слабой интеграцией отрасли и тем, что ряд ее ключевых игроков придерживается принципа «каждый сам за себя».
Директор службы маркетинга компании «Эмпилс», одного из крупнейших производителей ЛКМ в России, Дмитрий Алтухов назвал главной задачей государственного регулирования облегчение жизни отрасли, а не ее усложнение и бюрократизацию. Он подтвердил массовое присутствие на рынке продукции с себестоимостью 18 рублей за кг и профанацию всех технических стандартов в индустрии, особенно в экономически периферийных регионах. Однако производители таких лаков и красок, зачастую работающие нелегально, не будут входить ни в какие ассоциации и объединения. Г-н Алтухов призвал игроков отрасли объединяться для решения конкретных задач, например, защиты от излишнего давления импорта. По его словам, в Узбекистане Ташкентский лакокрасочный завод добился введения заградительной 30% пошлины на импортные ЛКМ, что явилось «дикой, но действенной мерой» защиты национального рынка.
Учредитель группы «Хома», занимающейся производством клеевой и лакокрасочной продукции Александр Резниченко назвал важной проблемой большинства производителей дефицит финансовых ресурсов и малый масштаб бизнеса. Из-за этого компании вынуждены закупать сырье небольшими партиями по более высоким ценам, чем зарубежные конкуренты. Ввязываться же в ценовую борьбу с ними на рынке компаниям не позволяют «гаражники», предлагающие еще более дешевую контрафактную продукцию. Выходом была бы консолидация отрасли путем слияния и поглощения компаний, однако крупным западным игрокам отечественные заводы, едва сводящие концы с концами, не очень интересны. Радикально улучшить ситуацию могло бы развитие в России выпуска собственного сырья для производства ЛКМ и специальной химии в целом или хотя бы изменение таможенной политики. Так, по словам г-на Резниченко, в стране существует импортная пошлина на полиуретановую дисперсию, хотя в России она не производится.
Директор по продажам российского представительства Hempel Евгений Кэлих рассказал, что компания уже в декабре запускает собственный завод в Ульяновской области и окажется в таких же условиях, как и отечественные компании. Ни с кем бороться, ни от кого загораживаться и участвовать в ценовых войнах компания не намерена. «Вопрос о том, почему продукция хуже продается надо адресовать не конкурентам, а самим себе» - заметил г-н Кэлих. Генеральный директор российского представительства Helmos Геннадий Аверьянов призвал участников отрасли не возлагать излишних надежд на рыночные начала. По его словам, ситуация, когда растворители для ЛКМ дешевле купить в Европе, чем в России, притом, что они производятся там из российского сырья, говорит о полном разладе в отрасли, которая живет стихийно. В Европе национальные отраслевые объединения очень сильны и их усилия направлены на качественное развитие и защиту интересов индустрии, поэтому представить, что на рынке под одной маркой будет свободно продаваться продукция за 60 рублей и за 18, там просто невозможно.
По мнению главы компании Creon Фареса Кильзие, состоявшаяся конференция вскрыла все ключевые проблемы индустрии ЛКМ в России, которая долгое время была вне фокуса рынка. Сейчас потенциал для ее развития колоссален – в стране на душу населения потребляется только 4-5 литров краски в год, тогда как в Европе – 20 литров. К сожалению, пока не все участники рынка понимают это, и очень жаль, что конференцию не посетили представители некоторых крупных и известных производителей. Стратегическим решением проблем отрасли в России может быть только локализация производства сырья для ЛКМ, которая может дать импульс для развития и другим секторам специальной химии. В ходе обсуждения участники отрасли затронули проблему роста цен на сырье для ЛКМ, однако ее детальное рассмотрение невозможно в рамках состоявшегося мероприятия. Поэтому в ноябре этого года Creon проведет конференцию, посвященную этой теме, где будут раскрыты и соответствующие инвестиционные планы игроков отрасли.
Влас Рязанов Директор информационно-аналитического департамента ЗАО "Креон"