Напряжение на российском бензиновом рынке нарастает, потому что он перестает быть рынком. Участникам отрасли хочется определенности, а не очередной истерии, на сей раз с непредсказуемыми последствиями
В апреле этого года состоится традиционная конференция Creon «Бензины 2012». Хотя до мероприятия остается немало времени, интерес к отраслевому событию велик уже сейчас. Вряд ли какой-то другой сектор российской нефтегазохимической индустрии вызывает столь же пристальное внимание отраслевого сообщества как рынок бензина. Прошлогодний весенний «бензиновый кризис» стал одним из многих в цепочке подобных событий, которая начинается с осени 2005 года. Тогда Правительство впервые потребовало от нефтяных компаний ограничить рост цен на топливо и с тех пор цены на бензин в России меняются скачками: резко растут, а затем фиксируются на достигнутом уровне. Цена 92-го бензина увеличилась с тех пор с 17 до 27 рублей за литр, однако потребление топлива в стране за то же время не снизилось, а выросло с 26 до 33 млн т. Рост закончился только в прошлом году.
(опубликовано 08.02.2012)
Бензин в России весьма дорогой, розничные цены на 92-й и американский Regular практически совпадают на протяжении уже многих лет, хотя уровень доходов в России ниже. Однако заниматься развитием рынка этого премиального продукта в России фактически некому. Спрос на бензин неэластичен – в отличие от США, в России его потребление растет даже при аномально высоких ценах, поскольку количественный и качественный уровень автомобилизации остается невысоким, а автомобиль для россиян в массе своей – незаменимое средство передвижения. Каким бы ни был ценник на АЗС – ехать все равно надо. То, что бензин давно стал социально значимым товаром в России – факт. Казалось бы, нефтяным компаниям работать на рынке этого товара должно быть интересно – ужесточение экологических стандартов означает необходимость роста издержек и, как следствие, оправдание повышения цены на топливо. Собственно, для нефтяных компаний повышение цен – единственная возможность увеличения выручки от бензинового бизнеса, потому что при неэластичном спросе «лишние» объемы топлива просто не найдут потребителей. Спрос в России и ближайших странах СНГ ограничен, а экспортировать бензин, например, в Европу или США экономически малопривлекательно. Нужно продавать в России более дорогой продукт. Тем не менее, дорогой бензин стандартов Евро-4 и Евро-5 в значимых объемах в России способны производить всего несколько НПЗ.
Российская нефтепереработка вообще весьма своеобразная. На российских НПЗ выход светлых нефтепродуктов из нефти составляет в среднем около 50%, тогда как в США и Западной Европе – 70-90%. Иными словами, будь российские НПЗ столь же технологичными, то же количество бензина можно было бы получить из вдвое меньшего количества нефти. Поскольку спрос на топливо в стране неэластичен, а государство до недавних пор стимулировало увеличение объемов переработки нефти внутри России, закономерно, что выход бензина не растет, а снижается уже пятый год подряд. За пять лет он упал с 16% до 14%. Нефти на НПЗ поступает все больше, а выход бензина из нефти все ниже, за пять лет этот показатель снизился с Дизельного топлива, основного экспортного продукта российской нефтепереработки, кстати тоже. Заниматься модернизацией нефтепереработки, ее количественным и качественным развитием, в России некому. Нынешняя схема пошлин «60/66» в большей степени стимулирует экспорт сырой нефти, нежели развитие нефтепереработки. Цены на нефть в России за прошлый год выросли на 17%, тогда как отпускные цены на бензин поднялись только на 12,5%. Как следствие, рентабельность нефтеэкспортного бизнеса заметно выросла за последний год. Розничная торговля нефтепродуктами, напротив, малопривлекательна – доходность ее падает, от роста цен на бензин торговые операторы, в отличие от государства и нефтяников, не получили практически ничего. Так, розничные цены на 95-й бензин в прошлом году выросли на 2,9 рубля, однако вклад собственно розничных операторов в это увеличение был отрицательным, наценка АЗС снизилась на 70 копеек.