В начале этого года в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России с большим резонансом, не уступающим его помпезности, прошел «Гайдаровский форум»...
(опубликовано 10.02.2012)
СМИ уже «узрели», что доклад помощника президента России А.Дворковича на Форуме фактически противопоставил статьи Путина и Примакова (несмотря на призыв вице-премьера Шувалова не делать этого) о необходимости новой индустриализации, с одной стороны, и обновленную «Стратегию-2020» с постиндустриальным путем развития, с другой. Дворковичу оказался ближе второй сценарий (постиндустриальный), который предполагает «максимальную свободу предпринимательства, конкуренцию, опору скорее на малый, средний бизнес, чем на крупные корпорации...», наличие стимулирующих (в сфере налогообложения) мер для частного бизнеса, жесткую борьбу с коррупцией, низкую инфляцию, защиту прав собственности и качественно иную судебную систему.
По сути Дворкович, выступив за создание благоприятных институциональных условий для развития МСП (движения в эту сторону в России пока наблюдается только на уровне деклараций), противопоставил себя той политике, главным «реализатором» которой является сегодня Минэкономразвития в лице его профильного департамента. Основной тезис департамента развития МСП – раздать побольше денег. В выступлениях его директора основной акцент всегда делался том, что денег мало и именно это, а не что-либо иное, – главная проблема в поддержке сектора (во многих странах с уровнем развития институциональной среды, сопоставимым с Россией, за 5 лет удавалось добиться «более конкретных» результатов в поддержке сектора, используя меньшие финансовые ресурсы, чем выделяются у нас).
... Уходит ли из экономической политики, а точнее – из практики реализации госпрограмм поддержки малого предпринимательства раздача грантов (безвозвратных субсидий) начинающим предпринимателям для создания собственного дела или скорость потока только слегка «притормаживается» – вопрос на сегодня настолько же не праздный, насколько до конца не решенный. В устных беседах сотрудники МЭР говорят о том, что практика эта «сжимается». По факту же раздача «грантов» активно продолжалась и в 2011 году. А среди задач госпрограммы поддержки МСП на 2011-2014 годы в трехлетнем Прогнозе МЭР «увеличение объемов грантовой поддержки» значится как одна из основных (отдельной позицией). Кроме того, среди официально приоритетных задач – гранты на уплату первых взносов по договорам лизинга оборудования, гранты начинающим в монопрофильных городах и гранты начинающим экспортерам.
Раздача грантов по госпрограмме поддержки МСП началась в 2006-го года, а получила приоритет – с 2007-го (войдя в состав «иных мероприятий»). В 2006-2008 годы доля «грантов» в составе «иных мероприятий» составила всего 3%, однако темпы роста абсолютных показателей были просто «бешеными»: согласно данным МЭР, с 2006 по 2007 год объем средств федерального бюджета увеличился в 4 раза. Количество субъектов Российской Федерации, «которым предоставлялась субсидия из федерального бюджета на выдачу грантов, с 2006 по 2007 год увеличилось вдвое - с 3 до 7». В 2006-2007 годы безвозвратные средства получили 408 предпринимателей, средний размер гранта составил 320 тыс. рублей, а их общий объем – 97 336,1 тыс. рублей.
Однако, стремительный рост «мыльного пузыря», судя по всему, произошел все-таки не в 2007-м, а в 2008 году.