Блестящий прошлый год на рынке полипропилена в России вновь заставляет задуматься о стратегических перспективах этого полимера и его производителей
(опубликовано 21.02.2012)
В понедельник 26 марта в Москве в отеле Ritz-Carlton состоится конференция Creon «Полипропилен 2012». Прошедший 2011 год был для российского полимерного рынка непростым – рост спроса не оправдал ожиданий производителей, переработчиков и трейдеров. Как результат – непроданная продукция на складах и падение цен в середине лета. Эту печальную картину наблюдали игроки практически всех крупных сегментов полимерного рынка России. Наращивать производство при такой конъюнктуре сложно, особенно, когда новых мощностей нет, а все существующие загружены. Тем не менее, производителям полипропилена удалось это сделать, по итогам года выпуск полимера увеличился на 8,5%. Параллельно выросли как экспорт, так и импорт гранулята; отрасль все больше переходит в режим марочного обмена с зарубежными странами, когда рядовые марки вывозятся на соседние рынки, а инновационные ввозятся из дальнего зарубежья.
Технологи знают, каким образом можно увеличить номинальную мощность установки на 10-15% и более, однако злоупотребление подобными инструментами чревато повышенной аварийностью и неизбежно ведет к сужению ассортимента продукции и ухудшению ее качества. Что же заставляет производителей идти на подобный риск? Какую роль играет в принятии этих решений конъюнктура собственно рынка полипропилена и какую – положение дел на рынках других полимеров? Полипропилен – продукт универсального спроса, у него нет какой-то одной, гипертрофированно развитой области применения, от которой зависит состояние всего рынка. Если мы говорим о ПЭТФ, то традиционно речь идет о пластиковых бутылках, если о полистироле, то о теплоизоляционных плитах, если о ПВХ, то, естественно, о пластиковых окнах, если о ПЭВП, то, конечно же, на первый план выходят полимерные трубы. Структура потребления полипропилена куда более диверсифицирована, это позволяет ему выступать в качестве «палочки-выручалочки» при плохой конъюнктуре на рынках других продуктов. Однако заслуживает ли полимер именно такой роли?