Какие бы усилия ни прикладывали производители полиэтилена, в ближайшие годы догнать переработчиков они уже не смогут
(опубликовано 02.03.2012)
В среду 29 февраля в Москве в отеле Ritz-Carlton состоялась традиционная международная конференция Creon «Полиэтилен 2012». Золотым спонсором конференции стала компания «Центрополимер», спонсорскую поддержку мероприятию оказали «Европластик» и «Полипластик», партнером конференции стала фирма «ХимТрейдингГрупп», мероприятие прошло при поддержке ИАЦ «Кортес». В приветственном слове к собравшимся генеральный директор «Креон» Санджар Тургунов отметил, что российский рынок полиэтилена находится на грани стагнации и крайне остро нуждается в инновационном развитии, появлении новых продуктов и сфер применения полимера. Поэтому Creon впервые основной акцент конференции делает на перспективных для России технологиях и продуктах и инновационных марках полиэтилена, которые необходимы для их выпуска. До сих пор всех участников отрасли волновала только конъюнктура, однако сейчас становится очевидным, что даже снижение цен не останавливает естественное при насыщении рынка торможение спроса. Именно поэтому вопрос качественного развития отрасли выходит на первое место. При этом в стране пока не так много компаний, которые могут рассказать о положительном опыте переработки передовых марок полиэтилена, а их производителей в России нет совсем. Тем не менее, хочется надеяться, что в будущем ситуация изменится к лучшему. Г-н Тургунов попросил участников рынка поддержать Creon в этом начинании и охотнее делить как положительным опытом продаж новых и современных продуктов, так и связанными с этим проблемами, решить которые можно только совместными усилиями, когда будет достигнута «критическая масса» инновационных компаний.
С обзорным докладом об итогах 2011 года на российском рынке полиэтилена выступила ведущий специалист отдела нефтехимии ИАЦ «Кортес» Валерия Самарина. Рынок полиэтилена в России продолжает расти, однако темпы роста спроса замедляются и крайне неравномерны по отдельным секторам. В целом видимое потребление полиэтилена в прошлом году приблизилось к отметке 1,8 млн т, однако около 30% от этого объема составляет импортный гранулят. Прошедший 2011 год продолжил тенденции предыдущих лет: спрос на ПЭНП растет крайне медленно, его производство сокращается, а внешняя торговля определяется географическими, а не технологическими факторами. Этот сегмент рынка так и не вернулся к докризисным объемам спроса. Напротив, рынок ПЭВП показывает хорошую динамику, однако, все в большей степени за счет увеличения импортных поставок. При этом среди поставщиков заметно укрепились позиции компаний из стран Юго-Восточной Азии. Рынок линейного полиэтилена охарактеризован экспертом компании как растущий с небольшими темпами роста, однако ранние оценки Creon показали снижение спроса на этот продукт из-за увеличения импорта готовых пленок. Производство ЛПЭНП в России остается нестабильным и в прошлом году сократилось. Начальник отдела стратегического развития НКНХ Дмитрий Кобелев пояснил, что компании сложно поддерживать высокую загрузку единственной установки в режиме выпуска только ЛПЭНП, поскольку спрос на этот продукт в России пока не достаточно велик, в отличие от ПЭВП, который производится на тех же мощностях. Менеджер затруднился раскрыть планы выпуска линейного полиэтилена на 2012 год. Тем не менее, сейчас в составе комбината начинается строительство нового комплекса мощностью 1 млн т этилена, который предполагает создание новых мощностей по выпуску 380 тыс. т ПЭВП, а существующая установка сосредоточится на производстве линейного полиэтилена.
Глава представительства Borealis в России Роман Романов рассказал об инновационных решениях компании в сфере производства полиолефинов. Borealis – европейская компания, хотя и подконтрольна холдингу из ОАЭ, где работает крупное полиолефиновое производство. Сейчас мощности компании составляют более 2 млн т полиолефинов ежегодно, к 2014 году после реализации инвестиционных проектов в ОАЭ, Borealis сможет производить 4,5 млн т полиэтилена и полипропилена ежегодно. Основой конкурентоспособности фирмы, которая продолжает активно инвестировать и в европейские заводы, является выпуск специальных марок продукции. Компания предлагает специальные марки сшитого полиэтилена для кабельной индустрии, полиолефины трубных марок для горячего и холодного водоснабжения и канализации, полиолефины для выпуска различной тары методом формования, пленочные и волоконные марки и композиты для автопрома. Примерно 30-40% продаж приходится на бимодальные марки. Г-н Романов подробнее остановился на сравнительных преимуществах специальных марок полиэтилена и их реализации в России. По его словам, рубеж продаж в 100 тыс. т был преодолен компанией еще в 2007 году, в страну поставляется в основном полимер европейского производства, однако в связи с большим спросом ожидается увеличение и поставок из ОАЭ. Докладчик отдельно подчеркнул, что Borealis не делает ставку на один продукт или один рынок и тем страхует себя от конъюнктурных рисков.