заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
В предверии II международной конференции «Зерновой Юг», корреспондент IDK.ru поговорил об антимонопольной политике ФАС на аграрном рынке с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Павлом Субботиным
(опубликовано 05.03.2012)
IDK.ru: Существуют ли жалобы на монополии на аграрном рынке? Как быть с такими компаниями как Гленкор, Луис Дрейфус, Бунге?
Cостояние конкуренции на зерновом рынке находится в сфере постоянного пристального внимания антимонопольных органов. Согласно сведениям, имеющимся в ФАС России, в настоящее время наблюдается тенденция к усилению экономической концентрации на региональных рынках, в частности на рынке услуг по хранению зерна. Положительными моментами такой интеграции являются консолидация финансовых средств, инвестируемых на развитие производства, повышение эффективности управления товарными потоками и минимизация промежуточных затрат и, как следствие, повышение конкурентоспособности. Отрицательные последствия в виде возможного ограничения конкуренции возникают вследствие частичного выведения рыночных взаимоотношений между членами интегрированных структур за рамки таких структур. Кроме того, включение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по хранению зерна в составе вертикально-интегрированных структур, делает данный рынок проблемным с позиций требований антимонопольного законодательства, имея в виду возможность злоупотребления доминирующим положением на региональных рынках в части дискриминационного доступа к инфраструктуре по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна.
Антимонопольный контроль зернового рынка осуществляется в рамках контроля экономической концентрации при согласовании сделок по приобретению долей (акций) хозяйствующих субъектов, работающих на указанном рынке; проведении анализа состояния конкурентной среды на зерновом рынке; рассмотрении жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, иных органов и организаций о нарушении антимонопольного законодательства, а также при проведении плановых проверок. Надо отметить, что обращения в антимонопольные органы по поводу возможных нарушений антимонопольного законодательства на зерновом рынке касаются преимущественно действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции, а также действий элеваторов при оказании услуг по хранению и отгрузке зерна.
Так, например, ФАС России в 2011 году совместно с территориальными органами провела проверку обоснованности установленных элеваторами тарифов на хранение и отгрузку зерна интервенционного фонда. По данным, полученным в ходе проверки установлено, что в ряде регионов (Алтайский край, Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Тамбовская, Кемеровская, Оренбургская, Липецкая области) цены на отгрузку интервенционного зерна значительно превышают коммерческие цены на отгрузку зерна, сложившиеся в регионах. Одной из наиболее крупных структур, действующих на зерновом рынке в настоящее время, является ОАО «Объединенная зерновая компания». ОАО «ОЗК» создана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2009 г. N 290 и ориентирована на оптимизацию и развитие отечественной инфраструктуры по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна и участие в мировой зерновой торговле. Уставной капитал указанной компании сформирован путем внесения находящихся в собственности Российской Федерации активов по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна. ФАС России в рамках контроля экономической концентрации рассматривает уведомления о внесении в уставный капитал ОАО «ОЗК» акций предприятий, находящихся в государственной собственности, и в случае возникновения угрозы конкуренции на товарных рынках выдает предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Таким образом, возможность создания «монополиста» на зерновом рынке, по мнению ФАС России, сведена к минимуму.