Мнение экспертов АРПП о процессах на рынке печатных СМИ
На российском рынке распространения прессы продолжаются тенденции разнонаправленного характера.
Падение объемов продаж периодических изданий по сравнению с 2008 года, по оценкам участников рынка, составляет в среднем 8-12% в сегменте газет и еженедельников, и 18-22% в сегменте журналов. Сокращение продаж коснулось в первую очередь изданий высокой ценовой категории.
На рынке происходит перераспределение покупательского спроса по тематикам и цене:
• смещение спроса в пользу более дешевых изданий; • рост спроса на издания с оперативной информацией /деловые, информационно-аналитические, рекламно-информационные/; • рост интереса к развлекательной периодике /ТВ-гиды, кроссворды и прочее/; • рост интереса к издания с практической информацией – садоводство, кулинария, семья, воспитание детей, экономия бюджета, трудоустройство и прочее; • спад спроса на глянцевые, рекламные и дорогие издания, журналы о стиле жизни и моде, отмечается сужение спроса в этом сегменте.
Сегмент распространения печатных СМИ продолжает испытывать значительные трудности.
Сокращение рекламных доходов и удорожание производства печатной продукции привело к росту требований со стороны издателей к распространителям. В первую очередь это касается ценовой политики /снизить цены и увеличить реализацию тиражей/, также издатели считают необходимым компенсировать потерю рекламных доходов за счет увеличения доходов от продаж. А распространителям настоятельно рекомендуют сокращать издержки.
В связи с этим весь год на рынке распространения наблюдается тенденция сокращения ассортимента периодических изданий, представленных в рознице, главным становится не максимальный ассортимент, а оптимальный, из изданий массового спроса с высокой оборачиваемостью.
В свою очередь крупные издательские дома ищут пути удешевления процесса распространения собственных изданий, отказываясь от ряда услуг дистрибуторов и минимизируя выплаты распространителям. ИД продолжают развивать собственные каналы распространения. Основным каналом расширения деятельности ИД рассматривают дистрибуцию прессы в сети супермаркетов, несмотря на то, что риски работы в данном сегменте с началом кризиса существенно увеличились.
Динамика продаж изданий на 1 торговый объект во всех сетях отрицательная. Реализация тиражей в сетях супермаркетов на 1 торговый объект снизилась на 10-12% в количественном выражении. В связи с увеличением цен на издания, произошедшем в этом году, в части реализационного дохода наблюдается рост относительно 2008 года в среднем на 15-20%. Наряду с этим рекламные доходы дистрибьюторов по сравнению с 2008 годом уменьшились в среднем на 25%. Совокупные темпы падения выручки дистрибьюторов составляют 5-7% относительно 2008 года.
В киосковом сегменте прогнозируется снижение продаж тиражей.
В целом же, с начала текущего года, цены в розничных точках увеличились на 25-30%, а в отдельных регионах, в связи с отменой ЕНВД, - до 35-40%.
Таким образом, положение на рынке печатных СМИ продолжает оставаться сложным, основной тренд происходящих процессов носит негативный характер. Участники рынка принимают меры по минимизации последствий кризисных явлений.
Ассоциация распространителей печатной продукции Ассоциация аграрных журналистов