В сельских дворах Украины и России появляется все больше коров голштинской породы. Может потому, что крестьяне не читали перед обедом советских селекционных журналов. Народная селекция живет по своим законам, простым и понятным. Советское племенное «золото» оказалось такой низкой пробы, что в лихие годы селяне избавляются от него в первую очередь, без сострадания отдают за долги и меняют на горючее. По-настоящему драгоценная генетика высшей пробы оказалась за морями, ослепляла своим блеском посетителей зарубежных ранчо и выставок. «Практика лучший учитель» (Цицерон). Солидные предприниматели давно махнули рукой на отечественную селекцию. Чем бы наширазведенцы ни тешились, лишь бы не мешали завозить скот из-за рубежа. Это особенно видно на примере российских коллег, которым государство наконец-то подкинуло средств на развитие племенного скотоводства. И хотя этот пример для Украины не подходит (зачем возить кораблями и самолетами тысячи тонн племенного мяса, когда эмбрионы размером 100 микрон дадут тот же селекционный эффект?), планы по закупке 170 тысяч голов племенного скота впечатляют. Наши зооинженеры со степенями и без, выпали из обоймы серьезного молочно-мясного бизнеса. Молочные агрофирмы и холдинги сегодня консультируют зарубежные менеджеры. Производственные семинары, совещания и другие собрания, без участия зарубежных специалистов стали не интересны. Еще пятнадцать лет назад (!) И.С. Воленко поясняла: «Пока в селекции мы продолжаем идти своим путем, хотя уже известно, что не до чего хорошего этот путь не привел. Современное высокотехнологичное производство продуктов питания в России и на Украине все меньше нуждается в наставлениях отечественных селекционеров. Успеха добиваются те мясные и молочные «короли», которые сразу и бесповоротно переходят на западные стандарты: - специализированного породного разведения;
- кормления;
- технологического обслуживания животных.
Причем именно в таком порядке. Как говорила директор ГСЦУ И.С. Воленко: «Накормить в начале – это чепуха, потолок наследственного потенциала не даст ожидаемой продуктивности. Генетический потенциал канадского скота – 20 тыс. кг, доят – 10 тыс. Максимальный потенциал нашего скота – 5 тыс. кг, доит – 2,5 тыс., в лучшие годы – 2,9 тыс.».
В мясном скотоводстве – тоже полный ноль, как результат разведения комбинированных пород (и для молока и для мяса). Тот набор костей с остатками жесткого мяса коров молочных пород, который у нашего населения ассоциируется с мясом, в цивилизованных странах идет на изготовление собачьих консервов. В этих странах выращивают специализированные «столовые» породы мясного скота и их помеси, которые попадают на стол людей в виде нежного диетического мяса. Виктор Мадисон, кандидат биологических наук Головной селекционный центр Украины, г. Переяслав-Хмельницкий +38 067 238-23-93 Адрес автора vmadison@mail.ru, сайт www.madison.kiev.ua Племенной КРС пересадкой эмбрионов Создадим племенное молочное или мясное стадо с использованием ТЭ от коров доноров голштинской, абердин-ангусской, герефорской и других лидеров мировых пород. Эмбрионы импортированы из Канады, США, Европы, Аргентины и других стран. Качество эмбрионов соответствует ГОСТу 28424-90. Племенные качества полученного из эмбрионов приплода гарантированы породными ассоциациями стран экспортеров. Условия: заказчик обеспечивает телок-реципиентов случного возраста любой породы и продуктивности. Цена: от $350. Работает школа по подготовке эмбриологов-биотехнологов. Организуем работу по ТЭ на ферме заказчика по получению и пересадке эмбрионов на ферме от коров-доноров высокой продуктивности.
|