21 июля 2010 Если суды готовы транслировать процессы онлайн, это было бы полезно
На встрече представителями органов государственной власти по вопросам современного состояния судебной системы
19 июля 2010 года
А.ИВАНОВ: Помимо материальных вопросов мне бы хотелось ещё остановиться и на том, что связано с подачей исковых заявлений через интернет. Это очень важная и очень современная технология, но мы должны понимать, ради чего мы всё это делаем. Перспектива здесь одна – это безбумажные судебные технологии, переход к ведению электронного судебного дела, чтобы избавить суды от бумаг.
Но реализация этой идеи, которая, я считаю, соответствует общецивилизационному направлению развития судебной системы, предполагает ведение дел через адвокатов.
Думаю, что сейчас пришла пора вернуться к этому вопросу, который когда-то был разрешён Конституционным Судом. Но он был разрешён только применительно к положениям АПК и не затрагивал этого вопроса в целом. То есть, как я понимаю, Конституционный Суд в принципе не отвергает возможность введения адвокатской монополии, но просто она должна быть введена сразу во все судебные учреждения и на одинаковых условиях. Если это будет, то в принципе, как мне кажется, это будет важным условием для перехода к безбумажным судебным технологиям. Без этого, боюсь, нам невозможно будет эти технологии внедрить, поскольку, к сожалению, трудно ожидать от граждан в ближайшем и обозримом будущем готовность общаться через интернет с судом. И самое главное, невозможно удостоверить личность обращающегося, что, конечно, крайне важное условие.
Считаю важным направлением трансляцию судебных заседаний онлайн, мне кажется, что высшие суды могли бы перейти к ней. Мы, правда, пока не онлайн транслируем, а в записи эти заседания, что связано с ремонтом зала заседаний президиума, который пока в нынешнем виде не позволяет онлайн транслировать заседания. Но в принципе я считаю, что это важный элемент открытости судебных заседаний. И насколько мне известно, это вызывает довольно бурное обсуждение и у научной общественности, и студенты смотрят эти заседания, имеют возможность посмотреть, как реально вершится процесс в одном из судов.
Д.МЕДВЕДЕВ: Трансляция судебных заседаний – хорошая тема. На самом деле, я считаю, здесь должно быть так: если наши уважаемые суды готовы к тому, чтобы открытые судебные заседания, судебные процессы транслировать вживую, размещать их в онлайне, – это очень хорошо. Я обратился когда-то к нашим коллегам из Государственной Думы, из Совета Федерации – они приоткрыли тайны своей работы, и сейчас вся заинтересованная публика может следить за тем, как у нас это происходит. Мне кажется, это и наших депутатов, и членов Совета Федерации дисциплинирует. В известной степени это скажется и на деятельности суда. Мне кажется, это было бы полезно. Но здесь мне не хотелось бы давать каких-то рекомендаций. Вы сами должны подготовиться к этому, но вообще-то я думаю, это было бы по открытым процессам вполне интересно, особенно в том, что касается деятельности высших судов.
Комментарий к записи от 21 июля 2010 20 августа 2010 18:39
Чудеса происходят только в сказках. Российские суды никогда не будут к этому "готовы". Это один из случаев, когда нужно «и власть употребить».
В существующее судопроизводство заложены механизмы для того, чтобы сделать бесправным простого человека (и простое юрлицо). Скажите, какой процент граждан РФ когда-либо слышал про судебные протоколы, то, что с ними можно знакомиться и подавать на них замечания, знает правовые последствия пропуска процессуальных сроков подачи замечания на протокол судебного заседания? Как быть, если в гражданском процессе судья говорит: «Суд протоколов не ведет!»? Ведь жалобу на судью рассматривает ... тот же сам судья!!!!!!!
Закрытость суда и ведение протокола суда самим судом — одни из причин злоупотреблений, коррупции и безнаказанности преступников в черных мантиях.
Трансляция всех процессов (в т.ч. связанных с государственной тайной) должна идти по каналам связи (и там записываться в архивы) нескольких органов с контрольно-надзорными функциями (например: Прокуратура, ФСБ, соответствующая парламентская комиссия). Все копии процесса, находящиеся в этих органах, должны иметь одинаковый статус оригинала протокола судебного заседания.
В случае исчезновения или порчи видеозаписи все сотрудники подразделения, ответственного за хранение (коллективная ответственность вне зависимости от наличия или отсутствия вины), а также первое лицо этого гос. органа моментально и автоматически увольняются с государственной службы (за некомпетентность) с пожизненным запретом работать в каких-либо государственных и муниципальных органах. Оставлять этот вопрос на усмотрение судей нельзя по понятной причине: «рука руку моет». И уже потом можно разбираться с участниками такого инцидента: кто виноват, и как его наказать по закону. То же самое, если пропадает или испорчена видеозапись, хранящаяся в самом суде.