Квотировоние экспорта подсолнечника - принципы определения объема и распределения квот
(опубликовано 20.03.2006)
Президент Российского Зернового Союза ЗЛОЧЕВСКИЙ Аркадий Леонидович Интервью изданию "АГРОБИЗНЕС и пищевая промышленность"
ПРИНЦИП КВОТИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА ПОДСОЛНЕЧНИКА – ПРАВО ПЕРВЕНСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ
20 февраля текущего года в официальном пресс-релизе Минсельхоза России были декларированы намерения по введению тарифной экспортной квоты на подсолнечник, и с тех пор участники рынка теряются в догадках, какие решения будут приняты по внедрению нового для отечественного масличного рынка механизма регулирования, каковы сроки и регламент принятия решений по этому вопросу. Но самое главное и волнующее – насколько эти решения будут отвечать интересам участников рынка. Прояснить ситуацию по срокам и регламенту, оценить перспективы нового механизма регулирования рынка мы предложили Президенту Российского Зернового Союза ЗЛОЧЕВСКОМУ Аркадию Леонидовичу.
Аркадий Леонидович, насколько известно, квотирование экспорта подсолнечника – некий компромисс интересов производителей и экспортеров с одной стороны и масло-добывающих и маслоперерабатывающих предприятий – с другой. Кто решился выступить инициатором этого процесса, чем обоснована инициатива и каковы ее предпосылки?
Процесс был инициирован Российским Зерновым Союзом – по просьбе членов союза мы подали заявление в комиссию по защитным мерам о том, что существующая 20%-ная экспортная пошлина на подсолнечник ограничивает экономические стимулы в сфере произ-водства маслосемян. Обоснование инициативы акцентировано на том, что эта мера носит исключительно фискальную функцию. Она не столько ограничивает экспорт подсолнечника, сколько понижает внутреннюю цену адекватно ставке таможенной пошлины. При этом раз-ница между обремененными пошлиной внутренними ценами и заданными конъюнктурой рынка мировыми ценами, в первую очередь, покрывается за счет сельхозпроизводителей, снижая доходность одного из важнейших секторов аграрного производства. Между тем, в условиях низких цен крестьяне не заинтересованы обеспечивать воспро-изводство подсолнечника в нужных для рынка объемах. В ближайшее время им предстоит принимать решение, чем пересевать площади вымерзания озимых. На этот раз приоритеты, скорее всего, сместятся в сторону сахарной свеклы, закупочные цены на которую держались на достойном уровне. Или посеют ячмень, проигнорировав неважно зарекомендовавший себя подсолнечник. В таком контексте ситуация просматривается значительно глубже и выходит за рамки обеспокоенности производителей низкими ценами на аграрную продук-цию. Это, по сути, и явилось предпосылкой нашего обращения, а от того насколько оперативно разрешится проблема, зависит судьба отечественного масложирового рынка в целом.
На какой стадии рассмотрения находится Ваше предложение, как к этому отнесся Масложировой Союз, традиционно представляющий интересы переработчиков?
После рассмотрения нашего заявления в комиссии по защитным мерам, таковое было направлено в рабочую группу по АПК, возглавляемую Министром сельского хозяйства РФ Алексеем Гордеевым. Это межведомственная группа, представленная специалистами раз-личных ведомств, в сферу компетентности и ответственности которых включены вопросы регулирования агропромышленного рынка. Создана эта группа не так давно, но уже активно приступила к работе, рассмотрела наше заявление и предложила урегулировать вопрос с Масложировым Союзом. Со стороны МЖС мы не встретили особых возражений, пришлось лишь развеять необоснованные опасения по сырьевому обеспечению маслодобывающих предприятий и негативным конъюнктурным подвижкам на мировом рынке. Думаю, нам удалось убедить собеседников, что увеличения физического объема экс-порта подсолнечника вследствие нейтрализации таможенной пошлины на определенные объемы, не произойдет. Доказательством тому послужили темпы вывоза подсолнечника в первой половине текущего сезона. Достаточно обратить внимание на тот факт, что за шесть месяцев (с сентября по февраль) при действующей 20%-ной таможенной ставке, экспорти-ровано свыше 400 тыс. тонн подсолнечника. При этом ощутимого снижения цен на потребительские продукты, такие как фасованное масло, маргарин и майонез не произошло, а это означает, что таможенная пошлина привела лишь к "уценке" российского масличного рынка за счет сельхозпроизводителей и небольших маслодобывающих предприятий.
Как развивался переговорный процесс между двумя отраслевыми союзами, и каким образом отрабатывался механизм регулирования, разрабатывался регламент получения беспошлинных квот и контроля их выполнения?
В самом начале переговоров возник вопрос о страховочном механизме, ограничиваю-щем "сверхплановый" вывоз сырья. В этом плане оптимальным вариантом было признано квотирование, и рабочая группа по АПК предложила союзам определить рациональный объем сезонной беспошлинной квоты на экспорт подсолнечника. Исходя из текущей конъ-юнктуры, мы сошлись на объеме квоты в районе 700 тыс. тонн, но, учитывая уже состояв-шийся экспорт, порядка 400 тыс. тонн, на данный момент поставлен вопрос о льго-тированном вывозе 350 тыс. тонн подсолнечника. По распределению квот изначально был предложен механизм аукциона, но в результате обсуждения на рабочей группе одобрен механизм "шлагбаума" – закрытие квот по факту выполнения предусмотренного экспортного объема. Процедура заполнения беспошлинных квот следующая – операторы рынка оформляют через таможенные органы заявку на объем и план вывоза по срокам. Выполнив заявленный объем, они могут продолжить экспорт, но уже с 20%-ной ставкой пошлины. Если же опера-тор не выполнил своих обязательств в рамках предоставленной ему квоты, недопоставленный объем передается следующему по списку претенденту. Образно говоря, этот механизм отражает "право первенства, подкрепленное обязательством выполнения".
По оценкам независимого агентства "Стратег", наиболее благоприятная мировая конъюнктура для экспорта подсолнечника в этом сезоне предполагается в марте-июне. Насколько оперативно могут решиться организационные и законодательные аспекты квотирования, дабы не упустить благоприятную конъюнктуру рынка?
К сожалению, временные рамки "размыты" процессом последовательного утверждения от рабочей группы по АПК до постановления правительства. Насколько мне известно, рабо-чая группа примет решение на ближайшем заседании. Далее материал передается на рас-смотрение в комиссию по защитным мерам, от которой соответствующее заявление пойдет на межведомственное согласование и визирование по всем ведомствам. После этого оно поступит в аппарат Белого дома, пройдет очередной этап согласований, и лишь после этого ляжет на стол премьера для завершающего подписания. Как видите, процедура принятия постановления достаточно "громоздкая", но ее упрощение вне компетенции Минсельхоза и нам остается уповать на осознание жизненной необходимости оперативных решений. Позитивным моментом является тот факт, что в случае облегчения условий для субъектов рынка, а именно этого мы и добиваемся данной мерой, оно вступит в силу с момента подписания, а не по истечении месяца со дня опубликования, как это предусмотрено при ужесточении режима. Это, бесспорно "хорошая новость", но не менее очевидно то, что принять соответствующее постановление необходимо до начала весеннего сева, иначе будем ездить "летом на санях, а зимой на телеге". В данном случае время - деньги не только производителей, но и потребителей аграрной продукции. К началу посевной кампании Минсельхоз должен дать сигнал производителям сеять подсолнечник и подкрепить рекомендации гарантиями, что предпринятые меры обеспечат справедливую и достойную цену на эту культуру.