В ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ) считают неприемлемым для агропромышленного комплекса проект закона N2469, зарегистрированный в Верховной Раде Украины 13 мая 2008 года.
Указанный законопроект предусматривает установление для сельхозпроизводителей специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость, а именно налогообложение: операций по поставке товаров собственного производства по таким ставкам налога:
- 9 процентов - при поставке товаров лесного хозяйства и рыболовства и предоставление сопутствующих услуг;
- 20 процентов - при поставке виноматериалов (сопутствующих услуг) и товаров (услуг), что не являются аграрными;
- 12 процентов - при поставке других аграрных товаров (сопутствующих услуг).
В УКАБ отмечают, что эти нормы, в сущности, лишают сельхозпроизводителей льгот из налога на добавленную стоимость, поскольку обеспечивают лишь возмещение налогового кредита, уплаченного при закупке факторов производства. Таким образом, сельхозпроизводители, в случае принятия такого закона в 2009 году потеряют поддержку в размере по меньшей мере 5-6 млрд. грн.[1]
"Очевидно, что речь идет не о приведение в порядок налогообложения сельхозпроизводителей соответственно обязательствам, взятых перед ВТО, ведь статья 11.29 закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" удовлетворяет требования ВТО, а, следуя из этого, можно просто распространить ее действие на производителей молока и мяса, унифицировав налоговую поддержку, - отмечает руководитель группы экспертов УКАБ Владимир Лапа. - Наличие в законопроекте нормы касательно предоставления Кабинету Министров права на установление тарифных квот на импорт продукции по заниженным ставкам пошлины, а также снижение ставок НДС на импорт сельхозпродукции раскрывает настоящую цель этого законопроекта - это попытка любыми средствами снизить цены на импортную продукцию на внутреннем рынке".
В тот же время, как считают в УКАБ, достижение указанной цели является весьма проблематичным.
Во-первых, значительные объемы сельхозпродукции потребляются населением в переработанном виде, а, исходя из этого, при переработке или маркетинге будет применяться ставка НДС 20%, т.е. эффект от снижения ставок НДС будет значительно мерой выхолощенный.
Но, во-вторых, есть риск того, что при переработке и маркетинге хозяйствующие субъекты начнут массово использовать упрощенные системы налогообложения с целью оптимизации налоговых обязательств. В таком случае не будет ни поступлений сумм НДС в бюджет, ни снижения внутренних цен для потребителей, а оптимизированные суммы налога осядут в карманах новообразованных посредников.
В УКАБ также отмечают, что потери поступлений Государственного бюджета при снижении ставок НДС на импорт будут представлять в 2009 году 4-5 млрд. грн, с учетом динамики роста импорта в последние годы.
Исходя из этого, УКАБ планирует в ближайшее время обратиться к народным депутатам Украины, которые представляют Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений, а также к главам парламентских фракций, с обоснованием отрицательных следствий, которые возникнут в случае принятия проекта закона N2469.
[1] В 2005 году налоговая поддержка сельхозпроизводителей за данными ГНА составила 5,7 млрд грн..
Пресс-служба УКАБ