По итогам сентября 2009 года объемы экспорта зерна из России составили около 2 млн. тонн против 2,2 млн. т в августе текущего года. При этом железнодорожные перевозки зерна возросли с 550 тыс. т до 600 тыс. т.
(опубликовано 05.10.2009)
По итогам сентября 2009 года объемы экспорта зерна из России составили около 2 млн. тонн против 2,2 млн. т в августе текущего года. При этом железнодорожные перевозки зерна возросли с 550 тыс. т до 600 тыс. т. Экспорт зерна из России показывает отрицательную динамику с начала августа. Если в течение июля из страны вывозилось зерно по старым контрактам, то по итогам августа рынок также продемонстрировал снижение объемов поставок - на 7% по сравнению с августом 2008 года –с 2,4 до 2,19 млн. т В результате по итогам первых трех месяцев 2009-2010 сельскохозяйственного года Россия экспортировала порядка 5,5 млн. т тонн зерна по сравнению с 6,3 млн.т за аналогичный период 2008 года, что соответствует снижению экспорта почти на 13%. Объемы экспорта зерна из Украины также снизились, но менее значительно – на 4,6% с 6,5 млн. т до 6,2 млн. т. В результате по объемам экспорта Украине удалось обогнать Россию и занять третье место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров зерна, а Россия опустилась на четвертое место. Сохранение поставок со стороны Украины на высоком уровне происходит благодаря девальвации гривны более чем на 10% за последние месяцы, что позволяет производителям-экспортерам получать дополнительную прибыль за счет сокращения внутренних издержек и уменьшения себестоимости продукции. В то же качество украинского зернового экспорта значительно отстает от российского, так доля украинской фуражной пшеницы в общем объеме экспорта превышает 70%, российская пшеница сопоставимого класса лишь около 20% объема. При примерно одинаковой стоимости закупки зерна в $115-116 за тонну и сопоставимой стоимости транспортировки (30 USD на тонну) стоимость перевалки зерна в российских портах Новороссийска и Туапсе выше, чем в украинских глубоководных портах, что связано в первую очередь с ограниченностью существующей инфраструктуры. Общая мощность двух российских глубоководных портов на данный момент – 12 млн. т, против украинских портов общей мощностью до 30 млн. т. В результате себестоимость тонны российского зерна FOB (на борту судна) даже с учетом возврата НДС на конец сентября 2009 года составляла около $169, а украинского - около $156 ,при цене спроса со стороны мирового рынка -158 USD/т. Кроме этого, дефицит элеваторных мощностей в сезоне 2008/09 достиг критической точки: при валовом сборе в 108 млн. т, профильные мощности по хранению составляли не более 90 млн. т, в результате чего элеваторы в 1,5 раза подняли цены на свои услуги перед поступлением урожая 2009 года. «Девальвация гривны заставляет украинских производителей - увеличивать объемы экспорта, а не хранить зерно. Что оказывает дополнительное давление на рынок в целом и российского экспортера в частности. Повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке невозможно без вложений в существующую инфраструктуру. Сейчас на Юге России есть всего два порта, пригодных для перевалки зерна: Новороссийск и Туапсе, при загрузке почти 100%. На той же Украине таких портов шесть. Развитие новых портов и строительство элеваторов в России позволит увеличить конкуренцию на этом рынке и приведет к снижению инфраструктурных затрат, что, в свою очередь, снизит себестоимость российского зерна и увеличит его конкурентоспособность на мировом рынке», - прокомментировал Первый заместитель Генерального директора компании «Русагротранс» Олег Рогачев. Информация о компании: ЗАО «Русагротранс» - ведущий инфраструктурный железнодорожный оператор в сфере перевозки зерновых грузов, успешно дебютировавший на рынке транспортных услуг в начале текущего года, представляет комплексную услугу, которая включает организацию перевозок собственными маршрутными поездными формированиями и доставку грузов по принципу «от двери до двери», реализацию транспортно-экспедиторских и информационных услуг по сопровождению зерновых грузов на всем пути следования, а также проекты по развитию инфраструктурных мощностей отрасли. ЗАО «Русагротранс» оперирует вагонным парком, насчитывающим 7997 собственных вагонов-зерновозов и 14000 вагонов, арендованных у ОАО «РЖД», и осуществляет железнодорожные перевозки зерновых и схожих с ними сельскохозяйственных грузове. Компания оказывает комплексные услуги по перевозке, хранению и перевалке сельскохозяйственных грузов. На территории России действуют 7 филиалов Компании.