Эффективное ведение дел в животноводстве, как и в целом в сельском хозяйстве, невозможно без механизации процессов ухода за скотом и переработки мясомолочной продукции. В секторе молочного животноводства сложно представить хотя бы одно хозяйство с достаточно большим поголовьем и отсутствием доильных аппаратов и установок.
Российский рынок данного оборудования представлен как отечественными, так и иностранными участниками. И если верить официальной статистике, импорт[1] доильных аппаратов занимает не последнюю роль в оснащении фермерских хозяйств необходимыми установками. Пик поставок из-за рубежа пришелся на предкризисный 2008 год, когда количество ввезенных доильных установок и аппаратов составило 2 354, превысив в 1,5 раза результаты 2007 года. Однако мировой финансовый кризис оставил свой след на ввозе и данного вида оборудования. Итог 2009 года – всего 744 доильных аппаратов и установок. В 2010 году ситуация улучшилась. По итогам 3-х прошедших кварталов на территорию России поступило 1692 ед. оборудования, что превысило объемы импорта января-сентября 2009 года в 2,8 раза.
Рис.1. Динамика импорта доильных аппаратов и установок, шт.
В денежном выражении ситуация немного иная. Объемы импорта в 2008 году уступил результатам 2007 года 7%,составив 51,9 млн. долл. А рост по итогам 9 месяцев 2010 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года составил всего 4%.
Рис.2. Динамика импорта доильных аппаратов и установок, млн. долл.
Одной из причин разницы в темпах роста рынка в натуральном и денежном выражениях является изменение структуры импорта в разрезе стран-производителей. Так, если доля Китая в 2007 году составляла лишь 11% от всего объема импортируемой продукции, то в 2008 году она достигла 57%. В 2009 году процент присутствия в импорте доильных установок и аппаратов китайского производства снизился до 38%. Но уже по итогам 3-х кварталов 2010 года снова вырос до 66%. Однако в денежном выражении Китай занимает лишь 6-е место. Некогда занимавшая чуть более 1% Турция за период январь-сентябрь 2010 года закрепила за собой 11% импорта. Доля Латвии сократилась с 2007 года с 15% до 5%.
Рис.3. Структура импорта доильных аппаратов и установок в разрезе стран-производителей за 3 квартала 2010 года, шт.
Среди производителей за период январь-сентябрь 2010 года лидирует китайский представитель JIBO SHENGYU CO.,LTD, занимающий 41% от общего объема импорта. По отношению к 2009 году данный производитель увеличил свое присутствие на 4%. На втором месте концерн DELAVAL, имеющий производство практически по всему миру. В сравнение с прошлым годом доля компании выросла с 11% до 26%. Замыкает тройку лидеров турецкий производитель KURTSAN TARIM VEHAYVANCILIK ITH.IHR. LTD., который также укрепил свои позиции, увеличив кусок от общего пирога с 4% до 7%.
Рис.4. Структура импорта доильных аппаратов и установок в разрезе производителей за 3 квартала 2010 года, шт.
Основными покупателями доильных аппаратов и установок, экспортируемых из России, являются казахстанские потребители. В первом полугодии 2010 года в Казахстан было отправлено почти 90% (109 из 125 ед.) всей экспортируемой продукции. С образованием с 1 июля 2010 года Единого Таможенного союза между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан было образовано единое таможенное пространство, поэтому торговля между Россией и Казахстаном в таможенной статистике с этого периода не отражается. Можем лишь предположить, что т.к. продаж в другие страны за 3 квартал 2010 года не осуществлялось, то все доильные аппараты, предназначенные для экспорта, отправились нашим казахским соседям. Основными отечественными производителями, чье оборудование отправляется зарубежным партнерам, в прошедший период 2010 года стали ООО УРАЛСПЕЦМАШ и ОАО КУРГАНСЕЛЬМАШ.
Еще одним видом оборудования, необходимым в молочном животноводстве, является оборудование для обработки и переработки молока. Его импорт за 3 квартала 2010 года составил 240 ед., превысив результат аналогичного периода прошлого года на 27%. Однако, это пока лишь 57% от объемов закупок за 3 квартала 2008 года.
Рис.5. Динамика импорта оборудования для обработки и переработки молока, шт.
Лидером среди стран-производителей оборудования для обработки и переработки молока, импортируемого в Россию, по итогам 3-х кварталов 2010 года является Италия. Ее доля составила 28% от общего объема импорта. На втором месте с 17% обосновалась Украина, потерявшая по отношению к 2009 году почти 10% данного рынка. Замыкает тройку лидеров Швеция, увеличившая свою долю с 4% до 8%.
Среди основных производителей импортируемого оборудования для обработки и переработки молока лидирующие позиции занимают: FIC S.P.A. (Италия), ОАО ОДЕССКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД (Украина), TETRA PAK PROCESSING COMPONENTS AB (Швеция) – на их долю в период январь-сентябрь 2010 года пришлось около трети всего импорта. Оставшиеся 2/3 поделили между собой еще более 40 компаний, что свидетельствует об относительно невысокой концентрации рынка.
География экспорта оборудования для обработки и переработки молока в основном представлена странами ближнего зарубежья. Среди основных – Казахстан, Киргизия, Украина. В последнюю было отправлено за 3 квартала текущего года около 300 шт. электромаслобоек производства ЗАО СОАТЭ. Другими основными российскими производителями, чья продукция была отправлена за рубеж, стали ООО УРАЛСПЕЦМАШ и ОАО ЦВЕТ.
Результаты всего 2010 года будут известны уже в скором времени, а пока будем наблюдать, как поведет себя данный рынок в последние предновогодние месяцы.
Мы ПЕРВЫМИ обнаруживаем спрос и раскрываем его секреты. Вы ПЕРВЫМИ воспользуетесь ими!
[1] Источник: ФТС России, анализ по позициям ТН ВЭД 843410 и 843420
ВладВнешСервис - информационно-аналитическая компания, специализирующаяся на статистических отчётах и исследованиях, выявляющих рыночный спрос. Отчёты выполняются на основе анализа статистики федеральных ведомств, в том числе статистики экспорта и импорта, производства и сбыта, железнодорожных грузоперевозок. По результатам опроса Гильдии Маркетологов компания входит в ТОР-5 лучших исследовательских компаний России 2010 года и является официальным партнером подкомитета по маркетингу ТПП РФ.